САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Белые паруса

Легендарный «Крузенштерн»

Два года назад из Санкт-Петербурга от набережной Невы на Васильевском острове начал свой кругосветный поход российский парусник «Крузенштерн». То есть как раз от того причала, откуда 200 лет назад уходил в первое кругосветное плавание отряд российских кораблей под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна.
Нынешний поход «Крузенштерна» был посвящен сразу двум памятным датам – 200-летию первого кругосветного плавания и 60-летию победы в Великой Отечественной войне.
Парусник прошел вдоль берегов Европы, пересек Атлантический океан, обогнул мыс Горн и, преодолев Тихий океан, достиг Владивостока. Затем через Индийский океан «Крузенштерн» дошел до берегов Южной Африки и курсом на север вновь по Атлантике вернулся домой в Россию.
В целом кругосветка длилась 408 суток. Позади осталось более сорока тысяч морских миль. За время похода «Крузенштерн» четыре раза пересек экватор и совершил свыше двадцати заходов в порты четырех континентов. В каждом иностранном порту корабль встречали тысячи людей. «Из посетителей у нас всегда стояла очередь, – рассказывает капитан барка «Крузенштерн» Олег Седов. – Людям, особенно вдалеке, было интересно узнать все о России. С огромным интересом они рассматривали фотовыставку, посвященную 60-летию Великой Победы…»
Кто не ходил под парусами, тот не настоящий моряк, говорят на флоте. Более 500 курсантов – Балтийской государственной академии, рыбопромысловых, военно-морских училищ, юнги Молодежной морской лиги и кадетских корпусов – прошли незабываемую практику на паруснике. Здесь проходило становление и будущих морских офицеров. Курсанты за время плавания стали матросами и мотористами второго класса, научились самым простым на флоте навыкам.
Очень важно, что ребята на такой плавпрактике напрямую сталкиваются с морем, они чувствуют ветер, высоту, опасность стихии. Они своими глазами видят огромный мир во всем его многообразии.
Мы попадали в шторм, и не раз. Когда шли с Гавайских островов к Японскому архипелагу, девятибалльный шторм трепал парусник почти полторы недели, а у мыса Горн – это место вообще считается наиболее сложным и опасным – порвали парус. Однако благодаря опыту капитана все закончилось благополучно. Капитан Олег Константинович Седов на судне около 30 лет. На воде он – заботливый командир, воспитатель, а в иностранных портах ему приходилось выступать в роли дипломата: общаться с государственными деятелями, устраивать приемы…
Для «Крузенштерна», разменявшего восьмой десяток, этот поход стал уже вторым вокруг света. Свою первую кругосветку барк совершил 10 лет назад. Кругосветное путешествие – довольно дорогое удовольствие. Не зря ли выбрасываем деньги?
В 90-е годы наш рыбопромысловый флот был уничтожен приватизацией. Многие суда ушли под иностранные флаги. Корабли с российским флагом перестали бороздить океанские просторы. А если нет флага, значит, и государства то ли нет, то ли оно ослабло, и у него нет флота. Так что основная цель кругосветки, помимо практической проверки экипажа на прочность, заключалась еще и в том, чтобы показать наш государственный флаг всему миру.
Во время захода во Владивосток «Крузенштерн» сопровождал эскорт из ракетных катеров Тихоокеанского флота – такие почести редко оказывают даже зарубежным гостям, так были рады дальневосточные моряки возрождению русской славы.
А в районе Гавайских островов мы встретили американский военный флот. Как американцы разглядывали флаг России: и интерес, и изумление, и восхищение…
Через несколько дней после прибытия в Санкт-Петербург «Крузенштерн» взял курс на порт приписки – Калининград, чтобы встать на плановый ремонт. А там – снова в очередной поход…

Парусный лес

Когда я только попал на «Крузенштерн», то подумал, что вокруг меня целый парусный лес. Посмотришь вверх – белым-бело. Парусов действительно было много. Они были разнообразными: прямыми, косыми, прямоугольными. Попробуй-ка разберись в них, запомни хотя бы их названия!
Спросил капитана:
– Долго, наверное, надо здесь поработать, чтобы разобраться хотя бы в названиях парусов?
– А чего тут разбираться-то? – ответил он. – Тут все легко запомнить. У нас четыре мачты. На первых трех – паруса, называются одинаково. Самые нижние – по названию мачт: фок, первый грот и второй грот. Остальные совсем просто – снизу вверх: нижний, далее верхний марсель, затем нижний, за ним верхний брамсель и на самом верху – бом-брамсель. Так на всех трех мачтах. Остается запомнить названия лишь на кормовой – бизань-мачте. Нижний парус там – апсель, средний – трисель, а верхний – гаф-топсель.
– Но ведь есть еще и косые паруса, – сказал я.
– Это еще проще, – ответил капитан. – На бушприте у нас четыре «косяка». Впереди всех – фор-стень-стаксель, за ним – кливер, потом – мидель-кливер и далее – бом-кливер и кливер-топсель.
– А косые паруса между мачтами?
– Между грот-мачтами они называются стакселями. Внизу – грот-брам-стень-стаксели, а вверху – грот-бом-брам-стень-стаксели. Остается запомнить лишь название «косяка» перед бизань-мачтой – это крюйс-стень-стаксель.
– А сколько всего парусов на судне?
– Максимально – тридцать четыре паруса.
«Почти как букв в алфавите, – подумал я. – А сколько может быть вариантов их постановки в зависимости от курса судна и ветра»?
Последний вопрос я задавать не стал. Мне и так все стало ясно. Надо лишь поработать на парусном судне лет тридцать, как капитан, и тогда все будет совсем просто и понятно.

Два ястребка

В первые дни моего похода на «Крузенштерне» я увидел двух небольших ястребков. Может быть, это были и не ястребы, но, по-крайней мере, так их все называли, да и похожи они были на ястребов. Интересно было следить за этой пернатой парой. Они лихо лавировали между мачтами, кружились вокруг судна. Странно было видеть их в море. На воду они, естественно, не садились. Это же сухопутные птицы. А мы тем временем все дальше и дальше отходили от берегов.
– Они у нас на фоке живут, – сказал мне однажды мой земляк старший матрос фок-мачты Олег Пузанов.
– А чем же они питаются? – спросил я. – В море же нет никаких мошек, а рыбу ловить они не умеют.
– Да ничем они не питаются, – ответил Олег. – Мы им хлеба накрошили, воду поставили. Но не пьют, не едят. Вот увязались за нами. Наверное, погибнут в море. До ближайшего берега миль пятьсот.
Дня через три наши ястребки исчезли так же неожиданно, как и появились.

Открытие

Как понять, что ты уже находишься в Южном полушарии? Тем более что вокруг на сотни, а порой и тысячи миль все тот же бескрайний океан. Мне сказали, что есть очень наглядные приметы. Например, вода в раковине. Когда у нас на родине вода уходит в трубу, то водяная воронка кружится при этом по часовой стрелке, а в Южном полушарии – наоборот.
Я не поленился, набрал воды в ведро и вылил ее в раковину. Точно! Вода кружится в обратную сторону. Казалось бы, чего там – ну крутится себе вода по-другому. А на душе, как у ребенка, которому вдруг подарили игрушку – светло и хорошо.

Алексей Иванович

Бывают люди, с которыми и поговоришь недолго, а потом помнишь о них, как о родных и близких людях. Вот и Алексей Иванович вспоминается мне с какой-то особой теплотой. Даже произнести приятно: «Алексей Иванович!» И фамилия у него замечательная – Евсевьев. Мягкая такая, чисто русская фамилия. Я любил покурить с ним на палубе – посидеть на лавочке, посмотреть на океанский простор. С ним было спокойно. Он уже пенсионер, много лет провел в море. В этот раз на этапе нашего похода от Санта-Крус до Владивостока он был руководителем практики курсантов Санкт-Петербургского морского колледжа.
Он рассказал мне историю об олуше. Олуш – это такая большая морская птица. Туловище у нее, как веретено – прямое, словно выточенное из дерева. Размах крыльев – метра два. Это лишь к слову. А сама история такова:
– Работали мы тогда возле Антарктиды, – рассказывал Алексей Иванович. – Криля ловили. Это креветка такая мелкая. Погода плохая – туманы, снег с дождем, айсберги. И вдруг как-то раз к нам на палубу прилетел олуш. Сел и сидит себе на полубаке. Невиданное дело. Пошли разбираться. Оказывается, этот олуш крючок проглотил. В рыбе чей-то крючок был, и он его вместе с рыбой заглотил. Так у него крючок-то этот в клюве и торчал. И вот ведь – птица птицей, а понял, что надо к людям спасаться лететь.
– И что же? – нетерпеливо спросил я. – Удалось его спасти?
– Да, удалось, – ответил Алексей Иванович. – Операцию у нас на «рыбаке» ему сделали. Жил он с месяц в медблоке, пока клюв у него не зажил. А потом мы его отпустили. Провожали всем экипажем. Олуш вокруг судна несколько кругов сделал и улетел вдаль.
Вот и вся история. Но как бесхитростно, как просто и с каким переживанием поведал ее Алексей Иванович! Не раз после этого его рассказа выходил я на полубак и отчего-то все смотрел – не прилетел ли и к нам пострадавший олуш.

Реплика

На судне – художник Андрей Петрович Красильщиков. Он пишет и хранит свои картины в парусной мастерской. Там у него рабочее место. Однажды, когда на судно налетел шквальный ветер и «Крузенштерн» резко накренился на правый борт, Андрея Петровича чуть было не раздавило. Рядом с ним со свистом пронеслась и врезалась в борт огромная, килограммов на двести, швейная парусная машина. С верхней полки, и тоже почти вплотную с художником, просвистел тяжеленный рулон запасного паруса. Кроме этого, вблизи мольберта пролетел большой пень. Именно пень. Его парусный мастер – Лев Николаевич Орлов – использовал как своеобразную наковальню для установки люверсов – металлических заклепок-отверстий в ткани паруса.
Пережив тройное испытание, Андрей Петрович за обедом во всех цветах и красках рассказал о своем чудесном спасении. Этот рассказ явно не понравился парусному мастеру, который сидел с ним за одним обеденным столом. По идее-то, конечно же, и швейную машину, и рулон парусной ткани, и злополучный пень надо было закрепить по-штормовому. Но кто же знал, что шквал налетит так неожиданно и что в это самое время в мастерской будет находиться Андрей Петрович.
Все сочувствовали нашему художнику, советовали ему в этот день больше не работать, а взять да и отметить свой второй день рождения. Лишь один парусный мастер долго сидел насупившись и молчал. Но потом все же и он сказал:
– Да что вы все тут разахались? Ничего не случилось. И не могло ничего случиться. Петрович у нас – верткий. Его даже вилами в мешке не заколешь.
Свистит кто-то…
Как-то сидел я ночью на юте – курил. А поздно уже было. Никого вокруг нет. Тихий океан на сотни миль вокруг. «Крузенштерн», как мощная птица, идет под парусами миля за милей. Тихо – главные двигатели не работают. Сижу я, смотрю в небо на звезды и слушаю, как шумит волна за бортом. Хорошо так сидеть и думать. И вдруг слышу – свистит кто-то рядом. Тоненько так посвистывает. Я подошел к леерам, вслушался. Нет, это не ветер в снастях, не корпус судна – живой свист. Словно какая-то малая птичка прилетела к нам и посвистывает. Так и не понял я, откуда шел этот тоненький посвист. Может, океан, подумалось, какие-то сигналы нам подает.
На следующий день я рассказал об этом свисте моему товарищу.
– Наверное, это души моряков с нами так разговаривают, – сказал он. – Океан – это же тайна. В нем Вселенная отражается.

Поручик Астафьев

В Сингапуре нам довелось побывать на могиле поручика Астафьева. В форте Каннинг есть парк, а в нем – под сенью высоких кокосовых пальм – небольшое кладбище. Среди десятка иностранных могил хорошо заметен каменный, увитый виноградным мраморным листом православный крест. Под ним и покоится прах русского моряка-исследователя.
Если открыть книгу «Морская карта рассказывает», то в ней можно прочитать: «Мыс Астафьева – Баренцево море, Новая Земля. Обследован 1889 году экипажем шхуны «Бакан». Мыс назван по фамилии производителя гидрографических работ – поручика Корпуса флотских штурманов Владимира Петровича Астафьева».
Далее есть еще одна небольшая информация: «Астафьев Владимир Петрович (1860-1890 годы) окончил штурманское училище. В 1880-1881 годах плавал на крейсере «Европа». В 1885-1886 годах служил в Кронштадтской морской обсерватории. В 1887 году занимался гидрографическими исследованиями в порту и гавани Кронштадта. В 1889 году выполнял гидрографические работы на шхуне «Бакан» у западного побережья Новой Земли. В 1886 году произведен в поручики Корпуса флотских штурманов».
Его краткую биографию мы прочитали накануне вечером. А в тот момент, когда мы находились на этом ухоженном вечнозеленом погосте, подумалось: «Как же далеко от родных берегов обрел вечный покой наш соотечественник... Мыс, названный его именем, находится далеко на севере – на холодной, заснеженной и заледеневшей Новой Земле, а последнее пристанище он обрел почти на экваторе. У него была короткая жизнь. Всего тридцать лет. Но эта жизнь была служением Отечеству. А смерть место и время не выбирает».
– Он умер в экспедиции, – рассказывал сотрудник Института океанологии Александр Першин. – Лет тридцать назад прочитал о нем в журнале «Вокруг света». Мы жили тогда на берегу Енисея в палатке. Было холодно, сыро. Вдобавок ко всему там чуть не погиб один из участников нашего похода. Но именно тогда я впервые узнал о нем. Потом я был на Новой Земле, на том самом мысе Астафьева. И вот теперь – здесь.
Некоторое время мы постояли у могилы поручика Астафьева, поклонились его праху и отправились в путь-дорогу.

Черное солнце

Мы долго не спали, потому что именно этой ночью должны были пройти траверз мыса Игольный – самую южную точку Африки. Место это знаковое – за кормой оставался Индийский океан, впереди был Атлантический. Все были в легком возбуждении и то и дело спрашивали: «Ну как там? Сколько миль осталось?» Однако ночь есть ночь, и сам этот перевальный мыс мы увидели лишь на экране радара. Вскоре все отправились спать, чтобы рано утром увидеть южную часть африканского берега.
Восход был на редкость красивым. Из-за африканских гор золотым лучом пробилось первое солнце. Тонкие перистые облака обрамляли этот луч и тонкими белыми нитями тянулись к нам, образуя корону во все небо. А солнце все поднималось и поднималось. Вот оно уже кругло, но еще не слишком ярко засияло над горами и стало похоже на красавицу в сияющем кокошнике. Солнце улыбалось нам, приветствовало нас в родной долгожданной Атлантике.
Наши фотокоры, профессионалы и любители, без устали снимали этот феерический восход. После того как солнце поднялось выше, они закончили свою работу, и один из них подсел рядом со мной на лавочку перевести дух и покурить.
– Замечательный восход, – сказал он. – Снимки просто классные. Хорошо получилась солнечная дорожка на бликующем море. Я даже знаю, куда можно будет пристроить эти кадры. Есть одна нефтяная компания, которая делает свою рекламу на таких видах. Все гениально просто. Берут такой фотоснимок, ставят на него свой логотип – и в печать. Единственное, надо будет из золотой солнечной дорожки сделать черную. Нефть – это же черное золото. Технически это не сложно. Просто золотой цвет при компьютерной обработке снимка меняешь на черный. Получается классно. И, главное, платят там за каждый кадр очень даже прилично.
О чем-то еще хотел рассказать мой товарищ, но я его недослушал. Африканское солнце вдруг полилось с небес черным золотом, и захотелось куда-нибудь спрятаться от потока его пронзительных лучей.

Морская история

Попросил я однажды одного из боцманов рассказать мне какую-нибудь морскую историю.
– Да некогда, – говорит он мне, – с курсантами надо разобраться.
– А что случилось?
– Да так – пошутили. Записали днем на диктофон команду парусного аврала, а ночью своему товарищу прямо на ухо эту запись и включили.
– И что же?
– Ну что-что? Там же: «Парусный аврал! Парусный аврал! Парусный аврал! Пошел все наверх!» Вот он спросонья и подскочил. Ноги в башмаки вставил и в одних трусах бегом на палубу. У самой мачты его насилу поймали.
– А как же об этом узнали?
– Да сами же и рассказали. Хохочут, говорят – пошутили. Вот у них сейчас личное время, пойду с ними тоже пошучу. Они через пять минут кино приготовились смотреть. А я им уже швабры приготовил – пусть гальюн хорошенько отдраят.

Штурвал

Скажешь: «Штурвал» – и уже понятно – речь о море. Знаковое слово. Когда мы в море, у штурвала постоянно несут вахту рулевые курсанты. В спокойное время они стоят втроем, а когда штормит – вчетвером. В сильный шторм вместо курсантов на руль заступают матросы – очень важно удерживать судно носом к волне.
О нашем штурвале просто сказать – мало. Его надо видеть. Сам по себе он произведение столярного искусства. Представьте два больших колеса из красного дерева. Каждое – более метра в диаметре. От центра этих колес идут мощные балясины, которые потом становятся рукоятками. По периметру этих колес идут латунные накладки. Ежедневно их драят до блеска, и штурвал от этого сияет и светится.
Как-то я стоял и думал: «На что же все-таки похож наш штурвал?» И вдруг понял. Он похож на солнце, такой же круглый и лучистый. Многие годы моряки надежно держали его в крепких руках, и теперь он сам всегда готов поделиться теплом их ладоней.

Боцман Привалов

Право же стоит хотя бы раз послушать музыку парусного аврала. Причем с самого начала. Вот подается исполнительная команда: «Пошел все наверх!» И уже помчались, побежали курсанты и экипаж из кубриков наверх, на палубу. Сотни ботинок дробно стучат по трапам. И вот уже боцмана взяли свои трубы-матюгальники и – тут уже звучит настоящий парусный оркестр. Это надо слышать. Представьте себе крепкого загорелого боцмана с этой медной трубой. И летит над палубой: «Выбирай, б.., бом-брам-бр-р-рас!» Так командует Миша Привалов. У него мужественное, словно бы рубленное топором лицо. Вслушайтесь еще раз, и станет понятно: «Выбирай, б.., бом-брам-бр-р-рас!»
А вечером была баня. Мы пошли в сауну. Там был и Миша. Он сидел на полке словно султан – на голове у него был свернут тюрбан из полотенца.
– Как здорово у вас получается командовать, – искренне сказал я ему и повторил ту самую «музыкальную» фразу.
И вдруг я увидел, что Миша засмущался.
– Иногда бывает, – сказал он, – сорвется какое-нибудь лишнее слово. Я ведь понимаю, что курсанты еще дети. Но сама наша работа требует жесткости.
Не раз до того и потом я видел, как внимательно и бережно работает Миша с курсантами, как старается объяснить им всю суть непростого парусного дела. По-отечески он заботился о каждом.
Позже я узнал, что у Миши был сын, который погиб год назад. Когда Миша уехал из Владивостока по семейным обстоятельствам, то вторая грот-мачта как-то осиротела. Хороший он был, обстоятельный боцман.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также