Товар – дети – товар
29 июня в Госдуме состоится второе чтение бюджета на трехлетку. А первое ознаменовалось скандалом, который не заметили или не захотели заметить. Зампредседателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Нина Останина спросила министра финансов А. Кудрина, представлявшего главный финансовый документ страны, почему он идет против воли президента страны.
– Вы, Алексей Леонидович, – заявила она, – выступаете сегодня как убийца неродившихся детей. На каком основании вы самовольно уменьшили расходы на материнский капитал? Понимаете ли, что тем самым хороните надежды миллионов женщин? Почему идете против воли президента?
Возмущение зампреда «женского» комитета было вызвано самовольным, по ее мнению, секвестром суммы, которую правительство должно было выделить Пенсионному фонду для выплат материнского капитала. В 2010 году, когда наступит право на его использование, в ПФ окажется не 170 миллиардов рублей, а всего 55. В ответ г-н Кудрин произнес нечто маловразумительное.
– Как не возмущаться, – пояснила Нина Александровна нашему корреспонденту, – если в демографической части бюджета цинизм правительства перехлестывает через край? Говорим, что материнский капитал способен побудить молодые семьи обзаводиться вторым ребенком, – и тут же их обманываем. В 2010 году у нас будет другое правительство, и оно, конечно, скажет поверившим президенту матерям: у нас для вас денег не припасено. Кто вас обокрал, с того и спрашивайте.
Почем культ детской личности?
– Президент В. Путин объявил 2008-й год Годом семьи. Какая сумма запланирована на его проведение?
– Смеетесь? Ни копейки! Поэтому никакого Года семьи не будет. Вообще на финансирование всех затрат на детей, включая летний отдых, правительство выделило 260 млрд рублей. Если разделить их на 34 миллиона российских ребятишек, то на каждого придется по 10 тысяч. То есть по 3 тысячи рублей в год на каждую детскую душу. Вот вам и «культ ребенка», о создании которого говорил президент, и «укрепление базовых семейных ценностей», к чему он призвал правительство, региональные власти и бизнес.
– А предусмотрено ли повышение матерям «родовых» и «декретных»?
– Наоборот, запланировано их уменьшение. Судите сами. Сегодня при рождении ребенка выплачивается разовая сумма в 8 тысяч рублей. Но она не повышается ни в 2008-м, ни в 2009-м, ни в 2010 годах! С учетом даже официально заложенных темпов инфляции (на деле она больше) к 2010 году от этих 8 тысяч фактически останется 5!
Минобрнауки – детоторговец
– Припоминается, год-полтора назад вы вместе с Генпрокуратурой РФ активно выступали против международного усыновления, под видом которого Министерство образования и науки вело торговлю сиротами. Чем закончилась эта борьба?
– Мы ее проиграли. Сегодня в детдомах России около 800 тысяч сирот. На улицах – 2,5-3 миллиона беспризорников. Больше, чем после Гражданской и Отечественной войн. Во многих государствах Европы, Африки, Ближнего Востока усыновление детей иностранцами запрещено. Так они сохраняют свой генофонд. У нас международное усыновление по закону возможно в случаях, когда ребенок болен и ему нужна срочная медицинская помощь. Или когда подыскать папу и маму в стране невозможно.
Однако за рубеж вывозятся в основном здоровые дети – для этого в детдомах им придумывают несуществующие болезни. Чаще всего – за взятки. В итоге за последние годы количество проданных иностранцам сирот – большей частью в США – превысило число тех, кто обрел новую семью в России. А всего по сравнению с 93-м годом зарубежное усыновление выросло в 4,5 раза, в то время как отечественное вдвое уменьшилось. За годы «реформ» из страны продано и вывезено за рубеж свыше 60 тысяч детей – целый город!
Помню, как на парламентских слушаниях в Госдуме тогдашний замгенпрокурора В. Колесников напрямую обвинил чиновников Минобрнауки в торговле детьми. Порой цена за сиротскую душу доходит до 80 тысяч долларов (!), часть из которых – банальные «откаты» взяточникам министерства. В. Колесников предупредил министра А. Фурсенко, чтобы тот не питал надежд, будто Генпрокуратура не сможет добраться до него и его подчиненных. Предупреждение услышали: вскоре В. Колесникова перевели на другую работу.
С сиротами на рынок
– А что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы поставить барьер торговле сиротами? Что вы предлагали?
– Во-первых, правительству необходимо заключать двусторонние договоры с государствами, граждане которых усыновляют наших сирот. Причем с установлением механизмов контроля за их жизнью в новых семьях. Во-вторых, я выступала за создание Федерального органа по вопросам молодежи и детства (министерства, комитета, службы), куда входили бы и функции усыновления. Их давно пора изъять у скомпрометировавшего себя Минобрнауки.
После серии отказов на уровне руководства нашей палаты я взялась за подготовку обращения к правительству об установлении контроля за внутренним и международным усыновлением. Туда и заложила свои идеи. Меня поддержали многие коллеги. Это постановление Дума приняла почти единогласно. За подписью председателя Б. Грызлова оно ушло на имя премьера М. Фрадкова. Кстати, уже третье по счету такого рода. Но все осталось по-прежнему: министр Фурсенко отстоял право своих клерков продавать сирот за границу.
А вскоре «Белый дом» и вовсе смягчил правила аккредитации зарубежных агентств, ведущих торговлю русскими ребятишками. Вот почему я и говорю: правительство осознанно выходит с сиротами на международный рынок. Для него они такой же товар, как нефть, газ, уголь, металл…
В Послании Федеральному Собранию президент В. Путин предупредил: «Никакая миграция не решит демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи».
Однако на эти стимулы и программы у правительства Фрадкова «нет средств».
А раз так – демографическая катастрофа будет усиливаться.