Город надежды
«Метробусу» – отдельную полосу
Это сомнительное достижение подтолкнуло власти мегаполиса, население которого (вместе с пригородами) превышает 20 миллионов человек, к принятию ряда мер, направленных на снижение выбросов в атмосферу вредных примесей. Чтобы разгрузить одну из главных улиц Мехико, Авениду-де-лос-Инсурхентес, длина которой составляет почти 29 километров, здесь был запущен проект «Метробус». Его создатели, очевидно, вдохновлялись достижениями администрации бразильского города Куритиба, придумавшей этот транспортный гибрид.
Несколько десятков сдвоенных, соединенных «гармошкой» автобусов, посадка на которые осуществляется на специальных перронах, курсируют с севера на юг города и обратно по отдельной дорожной полосе. Впервые появившиеся на улицах Мехико 19 июня 2005 года, они превратились в единственный вид общественного транспорта на считающемся самым длинным в мире проспекте. Справедливости ради стоит сказать, что по ночам здесь, пусть и редко, ходят обычные автобусы. Кстати, водитель автомобиля, занявшего полосу «Метробуса», чтобы, например, объехать затор, рискует быть оштрафованным на весьма крупную сумму.
Свидетельством успеха инициативы администрации Федерального округа явилось то, что Всемирный банк на минувшей неделе премировал Мехико за успехи в борьбе с загрязнением окружающей среды именно в рамках проекта «Метробус».
Ехали чиновники на велосипеде
Не менее любимым «экологическим детищем» действующего мэра Мехико Марсело Эбрарда является программа популяризации велосипеда. С апреля 2007 года все чиновники столичного правительства хотя бы раз в месяц должны добираться на работе на велосипедах. По крайней мере, таково предписание… Уже традиционными для горожан стали и воскресные велопрогулки по центральным улицам Мехико, перекрываемым в эти дни полицией. Например, в веломарафоне, прошедшем в минувшее воскресенье, приняли участие более 70 тысяч человек. Местные водители, конечно, не очень довольны этими нововведениями. Но выходные дни многие жители Мехико проводят за городом и больших пробок здесь не возникает.
Большинство улиц Мехико – с односторонним движением. Иногда это обстоятельство, помноженное на абсолютно иррациональную нумерацию домов, осложняет передвижение по городу в поисках какого-либо конкретного места. Ни один автолюбитель не застрахован и от «встречи» с каким-нибудь ошалевшим мотокурьером, большинство из которых откровенно плюют на разметку и предписания ПДД. Но развитая дорожная сеть помогает, при условии ориентирования в ней, объезжать скопления машин, возникающие на основных магистралях.
Пробки не порок, но…
Совершая поездку по центральным улицам города, вы не увидите огромного количества припаркованных автомобилей. Почти каждый приличный магазин или офисный комплекс здесь располагает собственной автостоянкой. Да и количество платных стоянок приятно поражает. Возвращают к реальности лишь цены… Мексиканцы привыкли, что, несмотря на расхожий миф о присущей жителям этой страны непунктуальности, эвакуаторы здесь работают как часы, и поэтому не решаются оставлять свои авто где попало.
Нервно стучать пальцами по рулю местных автолюбителей регулярно заставляют и манифестанты, проводящие шествия или просто перекрывающие ключевые транспортные артерии. Ту же Авениду-де-лос-Инсурхентес, например. Это могут быть и студенты, и представители различных профсоюзов. Но самые провокационные акции, зачастую серьезно осложняющие дорожную ситуацию в центре Мехико, устраивают представители крестьянского движения «400 поселков» из штата Веракрус. В течение последних 5 лет они ежегодно приезжают в столицу, разбивают лагерь вблизи проспекта Пасео-де-ла-Реформа и устраивают на проезжей части мирные демонстрации протеста прямо «в чем мать родила», не снимая лишь традиционных шляп. Таким образом, эти люди пытаются призвать к ответственности бывшего губернатора Веракруса Данте Дельгадо, ныне занимающего пост сенатора. Крестьяне обвиняют его в незаконном присвоении земель и в репрессивных мерах против индейского населения. Они не собираются прекращать свои шествия до удовлетворяющего их ответа властей.
Желтый смог над городом кружится
Несмотря на официальную статистику и слова самих мексиканцев о том, что в последние годы экологическая ситуация в городе улучшилась и у них уже не текут слезы и не першит в горле от гари, желтоватый смог ежедневно окутывает столицу. Сквозь плотную дымку из центра города практически не видны ни холмы, ни величественные вулканы Истаксиуатль и Попокатепетль, находящиеся в 70 километрах к юго-востоку от Мехико. Дни, когда можно насладиться их видом, по-прежнему настолько редки, что каждый раз они являются событием.
В начале июня власти Федерального округа начали продвигать амбициозную инициативу по озеленению крыш в Мехико. По мнению создателей проекта, таким образом можно будет не только избавиться от невыносимой дымки, но и облегчить городской стресс и снизить уровень уличного насилия. Экологи отмечают, что созерцание растительности способствует снятию нервного напряжения. Созданные на компьютере макеты «висячих садов», покрывающих как жилые дома, так и архитектурные достопримечательности, выглядят весьма впечатляющие. В ряде районов мегаполиса специалисты по ландшафтному дизайну уже проводят пробное озеленение крыш.
Мехико регулярно появляется в различных рейтингах как «самый-самый» город. Но пока преобладают главным образом негативные оценки. Самый опасный город в Латинской Америке, город с самым низким качеством жизни в Мексике… Но совершенных мегаполисов не существует, а некоторые решения местных властей, старающихся, чтобы мексиканская столица превратилась из «города надежды» в «город уверенности», достойны внимания градоначальников как Нового, так и Старого Света.