Космонавт Олег Новицкий: В самоизоляции главное - не ныть
Как не сойти с ума, заперевшись в собственном доме, и даже извлечь из этого положения пользу, спросили у настоящего мастера жизни на удаленке, дважды побывавшего на МКС
В свободные часы на МКС тоже можно придумать себе развлечение. Например, устроить такую вот инсталляцию с белорусскими продуктами и футболкой. Фото: инстаграм.
НА ЗЕМЛЕ ШИКАРНЫЕ УСЛОВИЯ
Никогда еще у российского белоруса Олега Новицкого не было такого Дня космонавтики. Главный свой праздник звездные путешественники отметили скромно, без шумных застолий, поздравляли друг друга в основном по телефону. Ничего не поделаешь - самоизоляция.
- Необходимая мера, которой надо подчиниться и немного потерпеть, вот и все, - говорит Герой России. - Понимаю прекрасно, что никому удовольствия такой режим не доставляет, но тем не менее это единственный шанс помочь врачам с нашей стороны.
- У многих взаперти возникают психологические проблемы. Каждый день в одних и тех же четырех стенах - поневоле взвоешь. Хотя для вас это, вероятно, привычное состояние. Ведь каждый космический полет, по сути, та же самоизоляция, только на орбите. Даже жестче: ни с собакой погулять, ни мусор сходить выбросить. Поделитесь советом - как пережить это стрессовое время?
- Самое главное - не ныть. И обязательно найти себе какое-нибудь занятие, которое увлечет. Сейчас я уже вышел на подготовку к новому полету, езжу на работу. До этого, да, сидел дома, и сразу же образовалась куча дел, до которых раньше просто не доходили руки. Некогда было лежать на диване и плевать в потолок. Можно читать книги. Играть с детьми. В квартире всегда есть что подремонтировать. Дел вокруг нас немерено. Лениться не надо.
- Это понятно, но как себя организовать?
- Составить план на неделю - в этот день я сделаю то-то, в другой то-то. И - вперед. Точно так же мы работаем на орбите. С Земли приходят радиограммы с перечнем работ. Мы выполняем поставленные задачи. И так изо дня в день. У вас внизу условия просто шикарные для самоизоляции. Пусть она станет возможностью для саморазвития, самосовершенствования. Наверху у нас лишний раз кино посмотреть возможности нет. Все свободное время посвящаем опять же тем работам, которые не обязаны выполнять, но имеем возможность сделать. Загружаем себя по максимуму.
«ХОЧУ СНЯТЬ СВЕРХУ БРЕСТСКУЮ КРЕПОСТЬ»
- В Центре подготовки космонавтов тоже ввели дополнительные меры безопасности из-за инфекции?
- Думаю, они все те же, что и в других местах. Просто соблюдаем мы их более жестко. Вирус ни в коем случае, даже случайно, не должен попасть на орбиту. У всех сотрудников, кто ходит на работу, регулярно измеряют температуру. Каждый обязательно пользуется дезинфекционными растворами. Масками. Перчатками. Соблюдаем безопасную дистанцию друг с другом. Если бы для космонавтов принимались какие-то особенные меры, то, наверное, и остальных людей спасали бы от вируса более интенсивно.
- Российско-белорусская граница сейчас закрыта. Вас это не расстраивает?
- Границу закрыла Россия. Беларусь, насколько знаю, этого не сделала. Поэтому могу совершенно спокойно поехать в Минск. Но я адекватный человек и понимаю, что сейчас нельзя этого делать.
- Да и времени, наверное, особо нет. Вы готовитесь уже к третьему своему полету. Конкуренция высокая?
- Не сказал бы. Отряд у нас не такой уж большой: тридцать три человека, из них больше половины не летавших.
- Из Беларуси еще кто-то, кроме вас, есть?
- Пока никого. Чтобы пройти отбор в отряд космонавтов, нужно прежде всего быть гражданином России. Просто так ведь не придешь: «Хочу быть космонавтом - дайте мне ваш паспорт». Должно быть очень серьезное основание, чтобы поменять гражданство.
- Сроки предстоящего полета уже известны?
- Пока ориентировочные: на сентябрь или октябрь будущего года намечен старт. Экспедиция рассчитана на полгода.
- Что-то особенное будет в программе?
- У нас каждый полет особенный. Сейчас готовлюсь для выхода в открытое пространство с американского сегмента в их скафандре. Со мной в экипаже полетит Петр Дубов. Он готовится работать на орбите на канадском манипуляторе. То есть объем подготовки немного больший, чем у нас был до этого.
- На Марс полетели бы?
- Почему нет? При нормальном развитии техники и обеспечении безопасности такой полет был бы очень интересен.
- Многие космонавты во время полетов активно ведут соцсети, выкладывают фото с орбиты. Не собираетесь сделать то же самое?
- Наверное не стоит загадывать все-таки. Будет полет - будет и пища. В прошлой экспедиции я вел «Инстаграм» с космическими снимками. Легко повторить. Тем более есть стимул. В предыдущем полете мне никак не удавалось сфотографировать со станции Брестскую крепость. Думаю, во время третьего полета точно получится.