Нанотехнологии уже среди нас…
Эксперты утверждают: опоздать сегодня с развитием нанотехнологий – все равно что в середине ХХ века не успеть с атомным и космическим проектами. Мировая гонка нанотехнологий уже идет. Ряд разработок внедряется в производство, в том числе и у нас. Об этом нам поведал гендиректор концерна «Наноиндустрия», академик РАЕН Михаил АНАНЯН.
– Конечно, чтобы внедрить основную массу задумок, нужны годы и даже десятилетия, особенно в России. Но недооценивать наших ученых не следует. Во многих российских регионах есть прекрасные разработки, часть из них внедряется в производство. К примеру, прекрасно себя зарекомендовали отечественные нанодисперсные порошки, которые находят своих покупателей не только в России, но и за рубежом. Эти порошки добавляются в узлы трения всех видов оборудования, где они создают защитный слой, выглаживают трущиеся поверхности. Это способствует снижению энергозатрат.
За счет создания защитного нанослоя мы значительно продляем рабочий ресурс оборудования. Как известно, в России остро стоит проблема технического перевооружения – многие станки и механизмы на предприятиях работают в среднем по 20-30 лет, износ оборудования в масштабах всей России просто огромный, о чем не раз говорил глава государства. Но сегодня мы не можем разом все выбросить и купить все новое.
– Все же не очень понятно, как нанопорошки могут спасти старые ржавые агрегаты, мучающиеся с советских времен…
– Приведу примеры из жизни. Хорошо показали себя нанопорошки и во время памятного отключения электричества почти по всей Москве. Как известно, для нормальной работы электроподстанций необходимо все время подавать в систему масло, иначе подшипники внутри просто расплавятся, так как при отключении электричества эта мощная техника не может сразу остановиться и работает еще около 15 минут. Раньше на этот случай подстанции снабжались экстренным запасом масла в специальном бачке. В современном оборудовании этот бачок отсутствует, ведь казалось, что крупные отключения уже невозможны. Но как выяснилось – они случаются. Когда в Москве исчез свет, ни одна из двух десятков установок, обработанных при помощи нанотехнологий, не вышла из строя, потому что все подшипники проработали эти 15 минут на сухом трении.
– Выходит, что уже имеющиеся у наших ученых нанотехнологии способны внести немалый вклад и в другие технически насыщенные отрасли – автомобилестроение, машиностроение?
– Безусловно. В России, Европе, Китае, в Южной Америке мы испытывали нанопорошки на всех видах автомобилей. Возьмем, к примеру, легковой автомобиль: при добавлении масляной наносуспензии в двигатель увеличивается его мощность, выравнивается работа цилиндров, снижаются шум и вибрация. Экономия топлива достигает 10-15 процентов, до 50 процентов сокращаются вредные выхлопы. И все эти чудеса происходят, если мы добавляем в двигатель всего-навсего 0,3 грамма нанопорошка. Российский нанопорошок нынче очень востребован, ему находят применение везде – от итальянских гоночных машин до чилийского горнорудного оборудования.
Все большую известность он получает и в России. Недавно наши специалисты вернулись с Волгоградского тракторного завода, где проводили первые испытания быстроходных тракторов. Результаты оказались неплохими – мощность двигателей машин возросла на 17 процентов. Но автомобилями и тракторами дело, конечно, не ограничивается.