Агент 107
15 апреля исполнится 107 дней, как COVID-19 бушует в мире. О том, как он распространяется и когда найдут вакцину от него, рассказывает врач-инфекционист Валерий Безносенко
Помочь врачам может каждый из нас – соблюдать правила самоизоляции. Фото: Александр Кряжев/РИА Новости
декабрь 2019
О появлении нового вируса в китайском Ухане стало известно в канун Нового года - 31 декабря.
- Существуют две взаимоисключающие теории о происхождении возбудителя вируса. Насколько каждая из них окажется верной, покажет время. Сейчас медицинское сообщество в основном придерживается мнения о естественном пути появления COVID-19: возбудитель новой пневмонии сначала передавался от летучих мышей к человеку, а потом приобрел возможность передаваться от заболевшего к другим людям. Вторая версия - конспирологическая, якобы вирус создалиискусственным путем. Я, честно говоря, в это не верю.
11 февраля
Заболевание получило название COVID-2019. Началось стремительное распространение коронавируса по разным странам.
- Из-за недостатка информации серьезность происходящего оценили не сразу. Китай в короткие сроки путем жесточайших карантинных и изоляционных мер выполнил основную миссию: локализовал вспышку на своей территории. Более того, сделал это в том регионе, где были зафиксированы первые случаи заболевания. Предупредить распространение заразы в стране позволили в том числе меры полицейского контроля. Но все же из-за миграции вирус был распространен по миру, в первую очередь в европейские страны.
19 февраля
Первый официальный случай новой пневмонии за пределами Поднебесной зафиксировали в Иране. Вскоре количество заболевших там резко выросло: на какое-то время количество смертей в стране обошло даже китайскую статистику. А ведь Иран - совсем не туристическое направление.
- Этот завозной случай в итоге привел к заражениям с местной передачей вируса.
22 февраля
Смерть от коронавируса в Италии. Тогда же начался рост числа заболеваний в Испании. Сейчас эти страны - лидеры по числу жертв COVID-2019.
- Среди причин такой печальной статистики - изначально легкомысленное отношение к ситуации. К тому же вспышка коронавируса показала, что ни одна система здравоохранения не оказалась готова к такому большому количеству заболевших. Что касается цифр, то здесь есть элементы игры со статистикой. Например, в Германии смертность от вируса на уровне одного процента от общего числа заболевших. Но там учитываются пациенты, умершие непосредственно от коронавируса. По-моему, итальянцы поступают честнее - учитывают смертность и от сопутствующих заболеваний.
28 февраля
Подтвержден случай инфицирования в Беларуси - COVID-19 выявили у студента из Ирана. В республике не стали вводить карантин, а местный чемпионат по футболу на фоне тотальных отмен спортивных и развлекательных мероприятий стал отрадой для болельщиков.
- Можно привести в пример Швецию, где тоже нет строгих мер по изоляции граждан. Вероятно, время пика инфекции в этих государствах еще не подошло. Во всех странах мы имеем ситуацию взрывного роста заболевания. Чем раньше начинаются карантинные мероприятия, тем выше их эффективность и тем ниже количество заболевших. И в конечном итоге летальных исходов.
2 марта
«Дебют» внебольничной пневмонии в российской столице. Уже 11 марта РФ начала ограничивать международное авиасообщение.
- У нас все происходит по тому же сценарию, что и в других странах. С моей точки зрения, эти меры нужно было принимать на неделю-две раньше. Указ мэра Москвы Сергея Собянина о введении режима повышенной готовности от 5 марта хоть и оказался своевременным, но по мерам - недостаточным. Он предусматривал изоляцию прилетевших не из всех стран, а лишь тех, где вирус уже подхватили массово. Хотя к этому моменту единичные случаи заболевания уже были во многих государствах.
11 марта
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавирусной инфекции пандемией. Большинство стран начали вводить чрезвычайные меры для борьбы с болезнью.
- Мера, как мы знаем, достаточно запоздалая. ВОЗ изначально не очень правильно вела себя: послала экспертов изучить ситуацию в Китае, но после их возвращения не рекомендовала каких-то ограничительных, сдерживающих мероприятий. Хотя они должны были проводиться во всех странах.
18 марта
На «Платформе для регистрации клинических исследований» ВОЗ - 263 разработки возможных препаратов для борьбы с COVID-2019. Над лекарством трудятся и в России: в частности, создают его на основе противомалярийного средства мефлохин и японского противовирусного препарата фавипиравир.
- На изготовление вакцины от вируса уйдет не меньше года. Она может появиться и, по некоторым сведениям, уже есть в отдельных странах. Но чтобы оценить ее эффективность и безопасность, потребуется не меньше 12 месяцев.
25 марта
Китай снял карантин в провинции Хубей, откуда инфекция пошла по всему миру.
- Мой прогноз: в Китае будет вторая волна заболеваемости. Чтобы вирус прекратил циркуляцию и перестал передаваться от человека к человеку, должна быть существенная популяционная прослойка, обладающая иммунитетом. Такое возможно, если с инфекцией повстречались 40 - 60 процентов населения страны. Альтернатива - это вакцина, которая сформирует искусственный иммунитет. Пока она недоступна. И мы можем ориентироваться только на естественное течение этой инфекции.
26 марта
США вышли на первое место по числу заразившихся - свыше 82 тысяч человек.
- В Америке не вводили карантин, отсюда высокие показатели смертности и заражения. Такая картина там возникла буквально за месяц. Еще в конце февраля в США была достаточно спокойная ситуация.27 марта - 10 апреля
В России объявили нерабочую неделю с 28 марта, а затем продлили меры до конца апреля. Мэр Москвы Сергей Собянин ввел всеобщий режим самоизоляции: слишком много горожан отправились в парки на шашлыки, вместо того чтобы сидеть дома. Примеру столичного градоначальника последовали и большинство российских регионов. Позже ряд европейских стран объявили о постепенном смягчении режима карантина.
- Решение о нерабочей неделе было правильным. Для более мягкого прохождения вспышки заболевания изоляция - лучший вариант. Насколько она должна обеспечиваться жесткими, полицейскими мерами - вопрос второй. С момента взрыва эпидемии в Европе надо расценивать происходящее как противостояние с невидимым и неосязаемым противником. И применяемые средства должны быть адекватны. Сейчас мы наблюдаем конфликт человечества с микроорганизмом. Каждый житель планеты должен быть информирован о том, как он разворачивается. Это правильно с эпидемиологической точки зрения.