Защитный рефлекс
Дайте человеку рыбу, и он от голода не умрет, вручите снасти, и отсутствие еды ему не грозит. Такую «удочку», которая может помочь нашему организму в борьбе с новой болезнью, разрабатывают в Санкт-Петербургском институте биорегуляции и геронтологии
Сверхзакрытый ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор» под Новосибирском – один из мировых центров по защите от бактериологических и вирусных угроз. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
- Любой живой организм является саморегулируемой колонией белковых молекул, - рассказывает директор института, член-корреспондент РАН, профессор Владимир Хавинсон. - Каждый белок состоит из сотен и тысяч аминокислот. Но среди них есть и простейшие, состоящие менее чем из сотни аминокислот. Первым такие мини-белки исследовал в 1900 году немецкий химик, лауреат Нобелевской премии Эмиль Фишер. Он же назвал их «пептидами» - в переводе с греческого это значит «питательные», «переваренные». Дело в том, что ученый посчитал их продуктом деградации и распада сложных животных белков в процессе пищеварения. Но, как оказалось впоследствии, роль пептидов в нашем организме чрезвычайно велика. На их основе в последние полстолетия разработано множество высокоэффективных медицинских препаратов, основная цель которых не столько лечение болезней, сколько их недопущение, усиление организма.
- Какая задача стоит перед учеными института?
- Над новой программой работает команда из 15 ученых: мы изучаем действие комплекса из трех видов ультракоротких (от двух до четырех аминокислот) пептидов бронхов, тимуса (органа, в котором происходит созревание и иммунологическое «обучение» клеток иммунной системы. - Ред.)и сосудов. Проверяем, можно ли с его помощью добиться повышения сопротивляемости этих органов и в целом всего организма. В конечном счете при любой инфекционной болезни все упирается именно в резистентность. Если она сильная, то организм справляется с недугом, слабая - значит, побеждает инфекция. Прямых лекарств против вируса на сегодняшний день, к сожалению, нет, поэтому единственный выход - помочь организму.
- Можно предположить, когда будет создано лекарство против коронавируса на основе вашей разработки?
- Исследования пока в самом начале, речь о конкретных рецептах не идет. На стадии клинического изучения находятся восемь новых препаратов, что очень важно с позиций доказательной медицины с применением мета-анализа и двойного слепого тестирования. Мы уже изучили действие 18 синтетических пептидов - точных химических копий натуральных. Работа потребует много сил, средств и времени - можно сказать, проект на перспективу. Это весьма важно, учитывая, что с COVID-19, скорее всего, будем иметь дело еще не раз.
- Почему? Разве нельзя просто победить его раз и навсегда?
- Он относится к хорошо нам известному семейству коронавирусов - у них достаточно высокая мутабельность, изменчивость. Поэтому нельзя предугадать, в каком виде человечество столкнется с ним через год или два. Пока сложно сказать, получится ли у нас создать против него эффективную вакцину или, как в случае с гриппом, под каждый новый вариант COVID-19 ее придется разрабатывать заново. Так что сегодня наша задача, стратегический курс - повысить сопротивляемость организма ко всем возможным модификациям вируса.
СПРАВКА «СВ»
Владимир Хавинсон с середины 1970-х занимается геронтологическими разработками. В 1990 году получил премию Совмина СССР за создание и внедрение в промышленное производство, ветеринарию и здравоохранение пептидных препаратов. Автор более 700 работ и почти двухсот патентов по вопросам геронтологии, иммунологии, биотехнологии. Новая программа, над которой он сейчас работает, связана с повышением резистентности организма к вирусным и бактериальным инфекциям. Это значит, что препараты, которые создаются в ее рамках, помогут сделать из нашего организма настоящую крепость, которую вирусу одолеть будет очень непросто.