Валерий Меньшиков: «Будущее принадлежит космическим технологиям»
«В единстве – наша сила, в сотрудничестве – наше будущее. Космос – та область, которая может объединить государства Содружества. Будущее принадлежит космическим технологиям. Давайте приближать это светлое время совместными усилиями». Из книги «Байконур-Москва-Юбилейный» директора НИИ КС В. Меньшикова
Из книги «Байконур-Москва-Юбилейный» директора НИИ КС В. Меньшикова И.о. генерального конструктора космической системы Союзного государства, заместитель Генерального директора Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева, директор НИИ космических систем имени А. А. Максимова Валерий Меньшиков считает, что программы СГ по космосу подобно лакмусовой бумажке отражают глубину интеграции России и Беларуси на Земле.
- Валерий Александрович, какое значение имеют программы «Космос-БР» и «Космос-СГ» для Союзного государства?
- Эти две программы – техническая основа создания Многофункциональной космической системы (МФКС) Союзного государства, в построении которой я вижу главную цель своей работы. Если мы запустим эту масштабную систему, то эти программы реализовывались не зря. Сами по себе программы обеспечивают создание отдельных элементов системы, но не объединяют эти элементы в единое целое. Поэтому главное – это обеспечить интеграцию космических средств и технологий России и Беларуси для построения МФКС. Эта система необходима для единого информационного пространства России и Беларуси, решения задач рационального использования природных ресурсов, развития навигации и телекоммуникаций, проведения экологического мониторинга земной поверхности, эффективного использования транспорта и повышения качества гидрометеорологических прогнозов, организации транспортного коридора Брест-Владивосток, обеспечения дистанционного обучения специалистов России и Белоруссии и многое многое другое.
- МФКС будет создана только к 2015 году?
- Она будет создана, как только будет обеспечено достаточное финансирование. Мы готовы создать ее и раньше. Изюминки этой многофункциональной космической системы: во-первых, опережающее развитие наземной инфраструктуры и во-вторых – создание принципиально нового типа космических аппаратов – микроспутников, которых нет ни в России, ни в мире. Они должны быть дешевле и не уступать, а во многом и превосходить то, что сейчас создается другими фирмами.
- Что уже дали Союзному государству за эти годы программы «Космос-БР» и «Космос-СГ»?
- Главное - создана устойчивая кооперация. Не так то легко объединить свыше полусотни предприятий, чтобы они работали на единую задачу. За прошедшие годы было разработано и внедрено множество новых технических решений и технологий конкурентоспособных на мировом рынке. К примеру, уже создано 75 процентов элементов нашего нового микроспутника, развернуты экспериментальные участки наземной инфраструктуры, обеспечивающие прием и распределение мониторинговой информации, подсистемы высокоточного позиционирования, позволяющие определять координаты местоположения подвижных и стационарных объектов.
- Как у Вас налажено взаимодействие с белорусской стороной?
- С белорусскими коллегами у нас очень хорошие отношения. В рамках работ по программам серии «Космос» взаимодействие только крепнет и развивается. Сейчас в республике создаются национальные космические системы, но я бы хотел, чтобы в Белоруссии больше ориентировались на программы Союзного государства. Получилось, что белорусские коллеги не в полной мере используют научно-технический задел, полученный для построения многофункциональной системы. Так, вместо погибшего белорусского спутника «БелКА», можно было бы запустить новый спутник на базе существующих у нас разработок. Если Постоянный Комитет СГ это разрешит – мы только «за». В рамках союзных программ многое было сделано для национальной космической программы РБ. К примеру, это уникальная антенна для приема информации. Но хотелось, чтобы интеграция была глубже. Должен подчеркнуть, что все наши предложения белорусской стороной принимаются с энтузиазмом, поэтому уверен, что кооперация будет только крепнуть.
- Правительство РФ решило выделить нанотехнологии в отдельную привилегированную отрасль науки, у Вас ведутся разработки в этой сфере?
- По нанотехнологиям мы готовим отдельную программу. До 2009 года надеемся ее разработать, утвердить и двигаться вперед. Эта программа взаимосвязана с будущим проектом «Космос-НТ». Мы предлагаем осуществить четыре программы по различным направлениям, которые, прежде всего, интегрируются в многофункциональную космическую систему.
- Какое значение Вы придаете новому двигателю без реактивного выброса?
- Если он заработает на орбите – это будет революция в космонавтике, ведь такого раньше не было. Фактически двигатель этот будет почти «вечным», ведь ему кроме солнечного света не надо будет другого топлива. Новинки этого проекта мы представим коллегам в ходе Третьего белорусского космического конгресса в Минске в конце осени. У нас заготовлено несколько докладов по самым разным темам, поедем туда со всеми нашими наработками.
- Завершается развертывание российской программы глобальной навигации ГЛОНАСС. Как союзные программы и МФКС будут с ней взаимодействовать?
- Я лично реализовывал некоторые элементы этой программы, запускал для нее ракеты на Байконуре, поэтому я знаю эту систему изнутри. Я был членом координационного комитета по наземным средствам системы ГЛОНАСС, который к сожаленью своей роли не выполнил. Почему я постоянно говорю, что МФКС должна создаваться с Земли? Дело в том, что ГЛОНАСС создавался с космоса, поэтому он в свое время и не решил своих задач. Сейчас уже повернулись к Земле, но с опозданием на многие годы, ведь предшественник ГЛОНАСС система «Ураган» была развернута еще в 1995 году. Тогда Земля оказалась не готовой принять тот мощный поток информации. Да и техника в то время сильно уступала современной. В 96-м году приемник для ГЛОНАСС весил 32 килограмма и переносился солдатом за плечами как большая радиостанция, а сейчас он размером с сотовый телефон – разница огромная. Тем не менее, я рад, что наконец-то возможности ГЛОНАСС будут использованы в полной мере. Мы, конечно, не уполномочены ей управлять, но пользоваться системой будем обязательно. В частности, для союзной программы использование навигационной информации получаемой с ГЛОНАСС поможет создать транспортный коридор Брест-Владивосток.
- Проекты по космосу в числе рекордсменов по финансированию из бюджета СГ. Наверное, проблемы нехватки средств не ощущаете?
- За 2 миллиарда рублей космическую систему не создашь. Для организации полномасштабной системы нужно, по крайней мере, 8-10 миллиардов рублей. В эту цену, естественно, входит все то, что сделано раньше. В рамках «Космос-НТ» на следующий год у нас предусмотрено открытие финансирования на четыре года в объеме двух миллиардов рублей. Мы предполагаем и другие программы привлечь в помощь. Микроспутники дадут весомую экономию. Должно получиться.
- Программы по космосу пересекаются с другими союзными проектами?
- Постоянный Комитет СГ видит в программах по космосу локомотив, который тянет за собой и многие другие проекты. Ведь только на первой ступени кооперации задействованы десятки предприятий, а на других стадиях их число еще увеличится. Мы посчитали, что около четверти российских предприятий космической отрасли тем или иным образом задействованы в осуществлении союзной программы. А другие проекты СГ должны способствовать созданию МФКС. Вот, к примеру, в программе по охране границы конечно же, должна быть космическая составляющая, в том числе обеспечивающая контроль прохождения таможенного досмотра. ФСБ и МВД могут в будущем задействовать МФКС. Большие возможности у МФКС по подготовке квалифицированных специалистов различной направленности на основе дистанционного обучения. Другие высокотехнологичные союзные программы должны нам обеспечивать фронт работы. Мы связаны с проектом «Суперкомпьютер», собираемся использовать в дальнейшем вычислительные мощности машины «СКИФ». Космос – он все объединяет. Без космоса сейчас жить нельзя.