А как тебе такое, Илон в маске?
В январе китайские туристы сметали в российских аптеках медтовары, а теперь готовы поделиться ими со всем миром
Станки, штампующие самый необходимы атрибут во время вспышки заболеваемости, работают на полную мощность. Фото: предоставлено компанией «Кит»
- Здравствуйте, а самый популярный товар последних недель есть? - спрашиваю с надеждой у провизора в пятой по счету аптеке, попавшейся на моем пути.
- Уже два месяца без масок, - сходу догадалась фармацевт. - Антисептиков тоже нет, но могу предложить альтернативу - «Мирамистин».
Маски-невидимки какие-то. Многие москвичи в них ходят, а в продаже нет…
- Хм, москвичи, - ухмыляется провизор. - Китайские туристы вместо матрешек их скупили еще в январе! Не верите? У любого фармацевта в центре спросите.
Основатель одной из крупнейших в стране компаний по производству медицинских масок «Кит» Павел Спичаков подтвердил слова аптекаря.
- В январе был просто заоблачный спрос. Производственные компании планируют объемы выпуска на год-два, большая часть работы по изготовлению медицинских масок приходится на лето, когда в стране спокойная эпидемиологическая обстановка и они никому особо не нужны. С сентября-октября поступают заказы, так было и в прошлом году. Но кто мог спрогнозировать, что китайцы начнут оптом и в розницу скупать, когда у них есть свое производство?
Для Павла это уже третья эпидемия за последние десять лет. До этого были птичий и свиной грипп. Ситуация с масками в такие периоды всегда развивается по одному сценарию и превращается в квест «Найди ее».
- За последние годы российские производители масок практически вытеснили китайцев с отечественного рынка. Если раньше 85 процентов этого товара у нас было из Поднебесной, к моменту прихода коронавируса отечественные компании поставляли в аптеки и больницы девять из десяти масок, - говорит Спичаков.
Не выключаются станки и на новгородском предприятии «Спецмедзащита», но из-за больших объемов техника порой выходит из строя.
- Я всегда с собой беру… Фото: предоставлено компанией «Кит»
- Работаем днем и ночью в четыре смены. Выпускаем в сутки 150 - 200 тысяч масок, но это предел. Вот на днях ночью вышло из строя оборудование, не выдержало - план не выполнили, - сетует директор Александр Титяев.
- А докупить станки? Сейчас же это выгодное вложение денег, - даю дилетантский совет профессионалу.
- Легко сказать, - парирует он. - Производственные линии в России не делаются. Все привозим из Китая... Например, чтобы сделать резинку, нужны шнуровязальная голова и станок. Раньше в Китае «голова» стоила две тысячи рублей, а сейчас все двадцать. Поверьте, я не счастлив, как производитель. А ведь еще в августе прошлого года выходили с предложениями к заказчикам увеличить объемы.
А В ЭТО ВРЕМЯ
ЭКСПОРТУ.net
17 марта Минпромторг РФ распространил сообщение, что все производители масок работают в режиме 24/7 и во всех медучреждениях их достаточно.
«В сутки выпускается 1,5 миллиона масок. На этот объем удалось выйти за три недели. Предпринимаем меры по дальнейшему наращиванию мощностей, чтобы бесперебойно доставлять маски в аптеки», - говорится в заявлении.
Вероятно, таких проблем можно было избежать, если бы правительство ввело запрет на вывоз медтоваров не в начале марта, а еще раньше. Сейчас в перечне семнадцать позиций: бинты, бахилы, марля, вата и, конечно же, маски. Пока запрет действует до 1 июня. Аналогичное постановление на днях выпустило и белорусское правительство. Исключение - вывоз для личного пользования и гуманитарная помощь.
Производители считают, что ажиотаж продлится еще месяц, а затем пойдет на спад. Причина опять в китайцах. Они во время пика эпидемии у себя наладили выпуск в таком объеме, что теперь готовы помогать другим странам.
Не прекращаются и спекуляции. Платформы «Авито» и «Юла» уже начали блокировать объявления о продаже масок втридорога. Некоторых это не останавливает. На Ленинградском вокзале столицы задержали саратовца, продававшего ходовой товар по завышенной цене. Полицейские изъяли у него полсотни штук и составили протокол за торговлю без разрешения. А в Синеокой в начале марта у минчанина дома нашли тринадцать тысяч российских масок, которые он собирался продать. Не вышло.