[43] Духовник самодержцев
«Преподобный отец наш Савва от юности своей Христа возлюбил, а мир возненавидел… Многие искушения претерпел он от бесов, но победил их помощию Вышнего и над страстями воцарился», – так писал о святом А.С. Пушкин, переложив на свою мелодику житийное повествование. Что же касается Константина Ковалева, то, по его собственному определению, он избрал жанр художественно-исторического расследования, «исторического детектива». «Человек, занимающийся историей при монастыре, сказал мне: невозможно написать биографию такой личности, как Савва Сторожевский, можно только житие. А я попытался каким-то образом все это совместить», – поделился автор.
Мудрый старец Савва Сторожевский и молодой князь Юрий Звенигородский, сын Дмитрия Донского, решили построить княжество по новым законам, основанным на нравственности, отметил К. Ковалев. Преп. Савва ввел термин «благочестивое княжение». Ведь князья – даже братья – постоянно что-то делили. Преп. Сергий Радонежский, а за ним и его ученик Савва пытались внушить князьям, что не может быть настоящим управителем тот, кто не просвещен духовно. «Если ты будешь милостивым к нищим и убогим, то достигнешь высших благ», – так преп. Савва наставлял князя Юрия, определив для него принцип правления. Рассказывая об этом на презентации, автор книги перевел разговор в современную плоскость и посетовал, что нашему обществу очень не хватает подобного отношения к тем же пенсионерам.
Звенигородский период жизни и творчества Андрея Рублева прошел в духовном общении со святым Саввой, уверен К. Ковалев. Именно после создания «Звенигородского Спаса» иконописец расписал Благовещенский собор Московского Кремля и Успенский собор во Владимире. При Савве Сторожевском и Юрии Звенигородском были построены раннемосковские каменные соборы, с которых началось новое направление в архитектуре. А благословение преп. Саввы, данное князю Юрию на военный поход в Волжскую Булгарию, в конечном итоге «спасло Русь от полного уничтожения». Свои выкладки на этот счет историк излагает в книге.
По признанию К. Ковалева, работа над книгой была трудной – весь архив Саввино-Сторожевского монастыря, крупнейшего хранилища древнерусских рукописей, был уничтожен после революции. Напомним, что кампания по вскрытию святых мощей в 1919 году началась именно с разорения останков св. Саввы. Данный факт объясняется тем, что Звенигородский чудотворец особо почитался царскими династиями Рюриковичей и Романовых, включая последнего российского императора.
Сознательно построив всю книгу на гипотезах, историк преследовал цель – «разбудить внимание» к уникальной личности святого, незаслуженно преданного забвению в последние десятилетия.