Реальная виртуальность
На форуме «Дни Удмуртии в Беларуси» гости и хозяева удивляли друг друга новыми разработками и заключали многомиллионные контракты
Удмуртский государственный театр песни и танца «Айкай» впечатлил белорусов и колоритными песнями, и пестрыми нарядами. А потом угостили фирменными сладостями.
ПЕРВЫЕ В СПИСКЕ
- Какое солнце! И ни грамма снега. Вот так удача: попали из морозной зимы в теплую весну, - осматривая Минск, улыбались гости, проделавшие путь в две тысячи километров из Ижевска.
Прогулкам, конечно, время, но и о рабочих часах никто не забывал. Ведь в Беларусь большая делегации из Удмуртии пожаловала на деловой форум. За три года этот российский регион уже пятый раз хвалится своими товарами и услугами в Синеокой. Нынешний визит самый представительный: в белорусскую столицу приехали шестьдесят руководителей отраслей, предприятий и бизнес-структур.
- Год назад правительство нашего региона определило десять стран, наиболее перспективных для взаимовыгодного сотрудничества, - рассказал первый заместитель председателя правительства Удмуртской Республики Александр Свинин. - Беларусь в нем на первом месте. За последние годы наш товарооборот вырос вдвое и сегодня составляет около 44 миллионов долларов. В Удмуртии в первую очередь заинтересованы в белорусских продуктах питания и технике. В год мы закупаем больше сотни тракторов МТЗ.
В российском регионе обновляется также городской автопарк. И Минск готов участвовать в программах закупок пассажирской техники. Особый интерес у гостей к электротранспорту и автобусам.
ВЕГЕНСЫ И КОНФЕТЫ С МУЗЫКОЙ
Деловую обстановку в холле «Президент-Отеля» разрядил Удмуртский государственный театр песни и танца «Айкай». От костюмов - глаз не оторвать! На дамах - высокие расшитые бисером и серебряными монетками шапки. Такой же «драгоценный» каскад блестит на груди. Это не просто украшение, а талисман-оберег от сглаза.
После песен и плясок гостям предлагали подкрепиться. За «хлебосольную» часть на форуме отвечал бренд «Вегенсы»:
- Попробуйте наши чипсы - вкусные, хрустящие и полезные!
Что-то из разряда фантастики! Оказывается, снеки сделаны из морковки, свеклы, сельдерея без химии и масла. Весь фокус в специальной технологии низкотемпературной сушки. Отличная альтернатива вредным и калорийным перекусам. Производители уверены, что белорусским покупателям понравится. Те, кто не худеет к лету, пробовали шоколадные конфеты «Чайковский». На Сарапульской кондитерской фабрике создают больше двухсот разновидностей кондитерских изделий. Бренд завода - сладости, посвященные великому композитору. Удмуртия - родина Петра Чайковского.
- А чем мы хуже австрийцев? Их круглые конфеты с изображением Моцарта знают во всем мире! Вот и мы прославляем своего гения, - с гордостью говорят удмуртчане.
Привезли в Минск и ижевский трикотаж.
Маленький стартап с VR-очками вырос в серьезное производство экспортом в десятки стран.
- Захватили с собой модные весенние новинки, - говорит гендиректор компании «Сактон» Зоя Степнова. - Главное, все из натуральных материалов. Уверена, костюмы, платья, сарафаны, джемпера, жилеты приглянутся и минским модникам. С белорусскими поставщиками сотрудничаем не первый год: пряжу закупаем в Пинске, Слониме, Могилеве. Я сама родилась в Орше, закончила Витебский технологический институт, а потом уехала в Россию. Всегда с радостью возвращаюсь на родину. Для меня это место силы, связанное с приятными воспоминаниями. В Удмуртии с размахом отмечаем белорусские праздники. Наша организация «Батьковщина» объединяет больше пяти тысяч человек, неравнодушных к белорусским традициям и обрядам.
ОТ РЕНОВАЦИИ ДО ТУРИЗМА
На форуме прошла масштабная биржа контактов для представителей бизнес-структур. Обсуждали сотрудничество в различных сферах.
- Можем поделиться опытом в проектировании и строительстве соцобъектов, дорог, обустройстве агрогородков, - отметил заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Кухарев. - Одно из перспективных направлений - энергоэффективные жилые дома. А «Могилевлифтмаш» тоже готов участвовать в реновации жилого фонда ваших городов.
Перспективы есть и в сельском хозяйстве. Институт льна НАН Беларуси готов сотрудничать с предприятиями российского региона.
- Можем создать совместные селекционные семеноводческие центры в области картофелеводства, - добавил Владимир Кухарев.
Еще одно важное направление сотрудничества - туризм. Акцент на санаториях. Белорусские здравницы пользуются у россиян большим спросом из-за отличного соотношения «цена-качество».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Мезенцев, Посол России в Беларуси:
Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости
- На Минский деловой форум приехали больше шестидесяти российских бизнесменов из Удмуртии. На местах решения принимаются быстрее, нам нужно координировать усилия по экономическому сближению, инвестиционной активности. Видим заинтересованность руководства региона, а также директоров предприятий в презентации своих достижений и обмене опытом. Деловое общение и неформальные встречи укрепляют наше сотрудничество. Это ответ скептикам, которые повторяют, что наши страны последнее время слишком часто спорят. Споры возникают даже у родных братьев, но, уверен, мы договоримся.
НОУ-ХАУ
ОЧКИ ИЗ КОРОБКИ ОТ ПИЦЦЫ
Даже матрешки-красавицы из Ижевска «надели» национальные костюмы.
Подняться на Эверест или погрузиться на дно океана - легко! За пару минут VR-очки могут перенести гостей за тысячи километров от Минска.
- Лаборатория дополненной реальности Boxglass появилась в 2014 году в Ижевске. Мы с партнерами сразу были нацелены на рынок высоких технологий, но не имели практического опыта в этой сфере и просто отслеживали тренды западных рынков, - вспоминает основатель компании Игорь Мельников.
Идею, как при помощи двух линз, куска картона и смартфона погружаться в виртуальную реальность, подсмотрели у Google.
Как это работает? Нужно скачать специальную программу, вставить смартфон в Boxglass и наслаждаться виртуальной реальностью. И цена не кусается: средняя стоимость прибора - шестьсот российских рублей.
Сегодня на ижевскую команду Boxglass приходится 3,5 процента от мирового рынка таких очков. Самое интересное, что успешный проект начинался с маленького стартапа. Ребята вырезали первые модели из коробки от пиццы.
Просто продавать очки - скучно. Вскоре появилась лаборатория полного цикла, где разработчики начали создавать виртуальное наполнение.
В 2019-м выпустили тридцать тысяч пар окуляров.
Компания поставляет ноу-хау и на рынки соседних стран. Несколько лет назад партию очков купил белорусский информационный портал. Кстати, служат они не только для развлечения. По словам Игоря Мельникова, одно из самых перспективных направлений - создание образовательных роликов.
- Много заказов от школ. Например, ученик при помощи очков может наблюдать реакцию между химическими элементами или наблюдать другие необычные явления.
Фото: Кристина Хилько