Улыбайтесь, вас снимает кинопулемет
Новгородская мещанка Бутузова и представить не могла, что когда-нибудь в ее особняке откроется единственный в России частный киномузей. Вот уже два года он принимает посетителей
Советские авангардисты создавали плакаты порой не зная о чем фильм. Фото: Дмитрий Воробьев
ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ «АВАТАРА»
Едва переступив порог, попадаешь в мир черно-белых немых фильмов. Приглушенный свет, мебель позапрошлого столетия, оригинальные афиши. История же советского кино начинается с декрета Владимира Ленина 1919 года о национализации фабрики грез. Тогда художники-авангардисты создавали для новых фильмов оригинальные плакаты. Читаешь названия, и брови непроизвольно ползут вверх: «Муж хотел, жена успела», «Катька - бумажный ранет», «Битая котлета»…
- Часто художники даже не видели этих картин, потому плакаты не совпадали с сюжетом. Тем интереснее сейчас предлагать посетителям музея предположить, о чем же был фильм «Обломок империи» с кричащим мужчиной на плакате, - усмехается основатель киномузея в Великом Новгороде Валерий Рубцов.
О том, как оптическим способом наносили аудиодорожку на пленку, рассказывают в уголке цветного и звукового кино. Уж чего только не пробовали умельцы, пока не придумали записывать аудио на отдельную камеру, а затем соединять. А потом так наловчились, что даже изобрели способ соединить картинку и голос, копируя диалоги героев на специальную дорожку магнитного лака. Оригинальные технические решения были и на заре цветного кино, в 1930-х. Для получения красочного видеоряда съемку вели несколькими камерами с цветофильтрами. Еще через десять лет появилась цветная пленка. Но не только иностранным, советским инженерам тоже было чем гордиться.
- Мы стали передовиками в стереокино, так называемом 3D. В конце 1960-х появились аппараты «Стерео-70»: фильмы, снятые в таком формате, демонстрировались в специальных кинотеатрах, и смотрели их, как и сейчас, в очках. Именно так Джеймс Кэмерон снимал свой знаменитый «Аватар», - с гордостью отмечает Рубцов.
КАМЕРА-ПУЛЕМЕТ
Во время Великой Отечественной войны тоже снимали кино. Документальное. В музее хранится монтажная установка тех лет: она и сегодня в строю. Можно посмотреть отснятый материал и склеить его в нужном порядке. Еще один уникальный экземпляр - кинопулемет. Необычную камеру специально выпускали для самолетов США. В 1944 году из-за нехватки съемочной аппаратуры советские операторы придумали, как использовать «Ган-камеры» с самолетов: крепили на приклад и носили с ранцем-аккумулятором.
Есть тут и советская копия первой в мире ручной 35-миллиметровой кинокамеры «Аймо», тоже американской: в годы войны это была основная техника для фронтовых операторов.
- В поздние советские годы многие увлекались съемками фильмов, домашних праздников. Но удовольствие это было дорогое. Хорошая камера стоила 260 - 350 рублей при зарплате всего в 120. А ведь нужны еще и пленка, и монтажное оборудование, и проектор. В итоге траты выливались рублей в пятьсот, - суммирует кинолюбитель.
Впрочем, оператором-любителем можно было стать и по принципу «дешево и сердито». Самая массовая кинокамера «Спорт» стоила 25 рублей и работала от батареек. Никаких наворотов, конечно, не предполагалось: только самый простой объектив, без наводки на резкость. Но полторы минуты видео записать ей было вполне по силам - а что, чем не видеоролик для «Инстаграм»?
Многие экспонаты для своего музея Валерий Рубцов находит в интернете. На почте кинолюбителя знают в лицо. Фото: Дмитрий Воробьев.
КСТАТИ
Диапроекторы «Свитязь», «Пеленг», «Орленок», которые выпускали в Синеокой, были очень популярны. Найти их сейчас - большая удача. К примеру, модель кинопроектора 1960-х годов производства Минского механического завода имени Вавилова имела две скорости и выглядела как небольшой телевизор. Может, дизайн и подкачал, но мультики и детские фильмы по нему ребятня смотрела с удовольствием.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первый советский документальный цветной фильм - «Праздник труда» - появился в 1931 году. Режиссер Николай Анощенко снимал первомайские парад и демонстрацию. В 1944-м вышел и первый художественный фильм в цвете - он назывался «Иван Никулин - русский матрос».
БЫЛ СЛУЧАЙ
ИЗ РУССКОГО ЖЕЛЕЗА
- На одном из сайтов наткнулся на французский волшебный фонарь 1890 года - прародитель современных кинопроекторов. За него, хоть и был весь ржавый, повидавший жизнь, долго пришлось торговаться. Когда фонарь наконец попал мне в руки, я решил его отреставрировать и тут увидел русское клеймо. Расстроился - подсунули подделку! А позже выяснил, что в Екатеринбурге в те времена изготавливали железо, которое затем продавали по всему миру. Так что французский волшебный фонарь сделан из русского металла, - рассказывает историю экспоната Валерий Рубцов.
Однажды попала к нему в руки старенькая кинокамера, а в ней… визитка англичанина! Несколько часов в интернете, и Рубцов выяснил, что бывший владелец участвовал в Великой Отечественной войне и погиб.
Основатель музея увлекся кино еще в юности. Мечтал о карьере киносценариста, пытался поступить во ВГИК и даже основал вместе с другом две любительские студии игровых фильмов. И хотя жизнь распорядилась иначе и на многие годы связала его с журналистикой, хобби Валерий Рубцов не бросил.
- Здесь сотни экспонатов, каждый, как видите, со своей историей. Собирал их по всей стране, в день приходило по 2 - 4 посылки. На почте меня уже узнавали. Половина из этих диковин хранилась дома: повезло, что живу в частном секторе - в квартире их было бы нереально уместить, - смеется он.
МОСКВА
ВПЕРЕД, В XVIII ВЕК
Хотите прогуляться по историческим улочкам? Это легко устроить!
В поселке Мцыри Московской области несколько лет назад построили киногородок Piligrim Porto. Тут снимали сериал «Записки экспедитора Тайной канцелярии» о князе Александре Меншикове и графе Андрее Ушакове. Узкие улочки, большой рынок, ратуша, эшафот - как будто перенесся в Англию XVIII века. Тут же находится и «пристань», у которой на приколе стоит пиратская «Эспаньола». Гости, конечно, проявляют здоровое любопытство: заходят в дома, делают селфи на фоне брига и в старой крепости и даже не прочь посидеть в местной тюрьме. Правда, недолго.
- Очень атмосферно, к тому же позволяет увидеть «изнанку» кино, посмотреть вблизи на декорации, - делится впечатлениями одна из посетительниц.
Удобное расположение киногородка позволяет добраться до него на личном и общественном транспорте. И не забудьте по пути заглянуть в усадьбу Середниково, расположенную неподалеку: здесь жил Михаил Лермонтов, а еще она «снималась» в сериалах «Бедная Настя» и «Закрытая школа» и засветилась в фильме «Адмирал» с Константином Хабенским и Елизаветой Боярской.
минск
БЕЛОРУССКИЙ ГОЛЛИВУД
Натурная площадка под Смолевичами послужила декорациями ко многим фильмам о Великой Отечественной войне.
Киногородок «Беларусьфильма» построили еще в советское время, но спросом он пользуется и сейчас. Местные называют его «Смолевуд», намекая на причастность к Голливуду.
Место радует глаз: живописная природа с хвойными лесами, лугами и полями - всего 90 гектаров. Есть где развернуться и снять ключевые батальные сцены. В основном площадка используется под съемки военных фильмов. Декорации тут соответствующие: землянки, окопы, деревенские домики. Даже есть узкоколейная железная дорога.
Сюда на натурные съемки приезжала и творческая группа российского сериала «Угрюм-река» о золотой лихорадке: для нее в Смолевуде возвели дамбу, избы старцев и прииск. Местный пейзаж можно увидеть и в сериале «Охота на гауляйтера», рассказывающем подлинную историю оккупации Минска и убийства Вильгельма Кубе.