Комар фото не прощелкает
99-летний Иван Комар больше полувека создает летопись родного села. Начинал снимать еще раритетным «Зенитом», а теперь щелкает новомодным смартфоном
Иван Игнатьевич почти никогда не унывает. Говорит, что в этом и есть главный секрет долгожительства. Фото: Святослав Зоркий/kpmedia.ru
ЧЕРНО-БЕЛАЯ ИСТОРИЯ
- Мне ж сто лет в обед, а тут выставка в столице... Во докатился! - улыбается Иван Игнатьевич Комар. - А ведь я даже не стремился к этому, просто всю жизнь любил снимать. До жадности.
Он создал уникальную фотохронику жизни села Няньково на Гродненщине, которое живет размеренной жизнью белорусской провинции. Все просто и незатейливо: и дров наколоть нужно, и воду из колодца принести. Местные только смеются, мол, это только для городских такой уклад жизни сродни «крепостному праву».
На черно-белых фотографиях - деревенские пейзажи, праздничные и повседневные портреты, душевные фото, которые хочется долго и детально рассматривать. Вот с ледяной горки мчатся двое сорванцов на санках, а вот в самом разгаре строительство дома, а рядом женщина в телогрейке выносит кабанчикам еду. Удивительные кадры привезли в Национальный исторический музей. Чтобы еще лучше передать колорит, все снимки напечатали на старой фотобумаге 80-х годов прошлого века.
Когда-то в Беларуси зимы были такими снежными, что хоть на лыжах катайся, хоть на санках. Не то что сейчас – одни дожди да туманы.
- Совершенная композиция, врожденное чувство кадра, умение выбрать тот самый, нужный момент съемки делают фотографии Ивана Комара яркими и запоминающимися, позволяют почувствовать особый колорит белорусской деревни 1950-х - середины 1970-х годов, - уверена заведующая отделом письменных и изобразительных источников Национального исторического музея Надежда Савченко. - А нашли эти снимки случайно. Два года назад к нам в музей попали негативы довоенного времени на стеклянных фотопластинках. Чтобы узнать имя автора, понадобилось несколько экспедиций и месяцы исследовательской работы.
Соседи часто просили Ивана Игнатьевича сфотографировать маленьких непосед.
Во время почти детективного расследования опрашивали многих людей. В том числе и Ивана Комара. Он узнал на фото своих одноклассников и рассказал, что снимки делал странствующий между деревнями фотограф Савва Сивко. Его работы сегодня считаются нематериальным культурным наследием Беларуси. Благодаря памяти Ивана Комара нашлись и родные фотографа, и новые стеклянные пластинки с подробностями жизни в Западной Беларуси в 1920-1950 годах. А потом выяснилось, что и сам Иван Игнатьевич - фотограф-любитель.
ПРОСНУЛСЯ ЗНАМЕНИТЫМ
Ивану Комару в июле исполняется сто лет. Родился он в обычной крестьянской семье. В сельской школе окончил четыре класса. В детстве родители отдали мальчишку в подмастерья к портному из соседней деревни, где он наловчился ловко управляться с иголкой.
Раньше дома строили толокой (то есть сообща) – на помощь приходила вся деревня.
В годы Великой Отечественной войны, как и миллионы людей, внес свой вклад в Победу. В 1946 году, вернувшись в родную деревню, Иван Комар первое время работал в колхозе, а потом устроился портным по пошиву мужской одежды на комбинат бытового обслуживания.
На выставке больше всего портретов односельчан.
В 1958-м за две зарплаты купил новенький «Зенит» и начал фотографировать родных, близких, друзей, знакомых. Обращался и к довольно редким для деревенского фотографа сюжетам - натюрморту, даже селфи делал, когда и слова-то такого никто не знал.
В советские годы дефицитных модных обновок было не достать, но сельские модницы-красавицы придерживались такого правила: не можешь найти в продаже – сделай сам!
Долгое время щелкал он на свой малоформатный «Зенит-С», зато сейчас снимает на цифровую камеру в смартфоне! Телефону не нарадуется, говорит, качество съемки отличное, плюс интернет всегда под рукой. Хоть последнее время здоровье Ивана Игнатьевича и подводит, он не унывает.
- Ничего, еще поживу. Планов миллион! Я же теперь знаменитость!
НА КАРАНДАШ
Посмотреть выставку фотографий «Ян Комар. Фотограф из Няньково» можно в Национальном историческом музее (Минск, улица К. Маркса, 12) до 1 марта.
Фото: личный архив героя публикации