САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Среди льдов на «таракане»

Алесь ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ



Предположительно она расположится в районе горы Вечерняя, а самым ближайшим соседом в Арктике, как и в Европе, будет Россия. Белорусы впервые для себя покорили Шестой континент тоже с помощью россиян.


Тогда, в начале января 2000 года, впервые в истории Южный полюс был покорен десантом на уникальных вездеходах, пробившихся сквозь льды без всякой посторонней помощи. Покорители, как водится, подняли государственные флаги, зачитали традиционное обращение к человечеству, выпили причитающиеся походные граммы. А затем, тоже впервые в истории, над Южным полюсом поднялись воздушные шары с экипажами, и в этом царстве холода был отслужен молебен!..
Группой из пяти белорусов, которые первыми из соотечественников достигли Антарктиды, в составе этого российского десанта руководил опытный полярник Владимир Драбо. А вездеходы, на которых Драбо и его команда совершили это и другие не менее экстремальные путешествия, не имеют аналогов в мире. Прозванные за своеобразную форму в народе «тараканами», они выпускаются в Минске.

Разведка боем

Как профессионал своего дела Драбо, впервые увидев «тараканов», сразу почувствовал, что они открывают перед путешественниками уникальные возможности. Эти экономичные машины могут передвигаться по любой пересеченной местности, развивая скорость до 70 километров в час, и даже плавать. Но главное для него как путешественника-полярника было то, что они легко двигались в снегах и во льдах. Причем в автономном режиме они могут покрыть до трех тысяч километров.
Первое путешествие на вездеходах-«тараканах» было осуществлено в район северного российского города Воркуты. Драбо с товарищами сделали тогда дерзкий марш-бросок на труднодоступный остров Вайгач. Тогда же поняли, что над машинами надо еще порядочно поработать: замерзала смазка, становился хрупким металл, не выдерживали шестерни, валы, становилась жесткой резина. Ремонт, который в обычных условиях занимает минуты, в северных условиях растягивался на часы. И все же лишения окупались сторицей – машины совершенствовались.

На Южном полюсе

Бесценный опыт первого арктического путешествия на вездеходах вскоре пригодился. Уже сама идея – достичь Южного полюса на «вездеходах» в автономном режиме – казалась сумасшедшей. По крайней мере, такого в истории еще не было. Предстояли тысячи совсем иных, чем на Большой земле, километров по крутым снежным склонам, с огромными – в несколько десятков метров в ширину и до километра в глубину – разломами-трещинами во льду…

* * *

Команде Драбо хотелось восстановить историческую справедливость. В частности, доказать, что Берингов пролив открыл не Беринг, а белорус Дмитрий Павлуцкий (?!).

* * *

На последнем перевалочном аэродроме в Чили у совместной российско-белорусской экспедиции возникла еще одна непредвиденная проблема. Тяжелый Ил-76, перевозивший экспедицию к месту назначения, в Антарктиде до этого никогда не садился. Поэтому решили разделить груз и экипаж и сделать два захода самолета. Во время приземления второй группы самолет только чудом не разбился о высокую ледяную сопку...
Второго января штурмовая группа двинулась к полюсу. Теперь все надежды возложили на «тараканы» и их водителей. Очень помог прежний опыт – ребята любые поломки исправляли быстро и без суеты. И все же несколько вездеходов вышли из строя. По пути часть членов штурмовой группы отсеялась: кто-то заболел, кому-то просто не хватило места в оставшихся исправными машинах. Как вспоминает Драбо, было больно видеть лица тех, кому не повезло. Один из отсеявшихся от отчаяния даже впал в состояние аффекта и попытался идти к полюсу в одиночку. К счастью, его вовремя заметили и вернули…
Историческое покорение Южного полюса произошло 7 января 2000 года, в день Рождества. Впервые в истории здесь установили государственный флаг независимой Республики Беларусь.

Кто открыл Берингов пролив?

Новый проект команды Драбо «Полярное кольцо» под девизом: «Мир познает Беларусь, Беларусь познает мир!» оказался ничуть не менее дерзким, чем сенсационное путешествие к Южному полюсу.
Стратегический замысел экспедиции был грандиозным: соединить основные маршруты целого созвездия знаменитых белорусских полярников – покорителей Арктики, обогнуть арктическое побережье России, пройти вдоль берегов Аляски, Канады, Гренландии и через Северный полюс вернуться к берегам России. Его реализация должна была поставить логическую точку пути, который прошли известные белорусские полярные исследователи ХІХ и ХХ веков. Кроме того, команде Драбо хотелось восстановить и историческую справедливость.
В частности, доказать, что Берингов пролив открыл не Беринг, а белорус Дмитрий Павлуцкий (!? – Ред.). И попытаться найти дополнительную информацию о других знаменитых белорусских покорителях Севера, которых во всех источниках называют либо польскими, либо русскими путешественниками. Ведь корни многих знаменитых покорителей Севера, таких как Пекарский, Черский, Вилькицкий, Шмидт, именно в Белоруссии…
Как и прежде, отправились в путь на уже проверенных вездеходах-«тараканах». Шли по самой кромке Северного Ледовитого океана. На первом этапе – от Салехарда через мыс Челюскина до Берингова пролива, на втором – от Якутска через Верхоянск до поселка Чокурдах. На одном их участков пути на первом этапе неожиданно появились серьезные препятствия – высокие ледяные торосы. Надежная техника не подвела и на этот раз.

«Тараканы» лучше оленей

Последняя по времени экспедиция Драбо и его команды носила название «Северное кольцо – 2006». Она происходила под патронатом Министерства здравоохранения России и прошла по территории Камчатки, Корякского и Чукотского автономных округов и Якутии. Экспедиция везла на своих вездеходах новое медицинское оборудование, которое было предназначено для диагностики и лечения в условиях труднодоступных районов Севера.
До этой экспедиции считалось, что в эти районы с Большой земли можно добраться только по воздуху. «Тараканы» Драбо и его команды начисто опровергли это. Машины доказали не только свою жизнеспособность, но и полное соответствие самым жестким экологическим требованиям для работы в условиях Заполярья. Так, впервые за много лет медики смогли провести обследования жителей ряда отдаленных малонаселенных мест, а также пограничников на северных заставах. И не исключено, что в будущем они станут основным средством передвижения в условиях вечной мерзлоты…
На снимках: Белорусский флаг на южном полюсе; Тот самый «таракан»

* * *

От редакции: В этой статье автор утверждает, что «Берингов пролив открыл не Беринг, а белорус Дмитрий Павлуцкий». Не понятно из статьи и какой путь – самостоятельно или в рамках российских экспедиций – прошли известные белорусские полярные исследователи. Не беремся судить о национальности путешественников XIX века (к кому относить Беринга, Крузенштерна, Миклухо-Маклая, Пржевальского и др.?), но надеемся, что А. Гибок-Гибковский приведет доказательства, которые обнаружила экспедиция Владимира Драбо.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Военблогер Руслан Татаринов подсчитал потери ВСУ по официальным некрологам
  2. В ответ на слова Трампа Дмитрий Песков заявил о готовности запустить «Северный поток-2»
  3. Россия и Беларусь создадут совместный прогноз социально-экономического развития
  4. Товарооборот России и Беларуси вырос на 6% и достиг 2,9 трлн рублей
  5. Власти Турции планируют принять закон об иностранных агентах
  6. Парламентское Собрание проведет семинар по экологической безопасности России и Беларуси
  7. «Грузинская мечта» представит прокуратуре 81 факт вмешательств в голосование
  8. Дмитрий Мезенцев встретился с заместителем Генсека ШОС Нурланом Ермекбаевым
  9. В Минске назвали деятельность Интерпола политизированной
  10. Союзные парламентарии обсудят работу по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС
  11. Владимир Путин провел рабочую встречу с главой Республики Хакасия Валентином Коноваловым
  12. Организация незаконной миграции стала тяжким преступлением
  13. Нетаньяху вернулся к вопросу передачи РФ Александровского подворья в Иерусалиме
  14. Мир в Европе в руках Запада, заявил глава МИД Беларуси
  15. В РФ запущена система подтверждения статуса участника СВО без документов

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

До дня голосования за Президента Беларуси осталось менее трех месяцев

Ключевое политическое событие для РБ и Союзного государства состоится 26 января 2025 года.

МНЕНИЯ

План «Перемога» как собаке пятая нога

Павел Родионов

Западная пресса разоблачает планы Зеленского


Двое против всех, не считая Молдовы

Валерий Чумаков

В ООН в 32 раз призвали США прекратить экономическую блокаду Кубы. Результаты голосования по этому вопросу даже комментировать смешно


Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также