Иван Мартынушкин, освобождавший Освенцим: Узники - кожа да кости, пережили ад...
Страшная, но очень важная выставка «Непокоренные» проходит в московском Музее Победы. Она посвящена 75-летию ликвидации одного из самых жутких лагерей смерти солдатами Красной Армии и рассказывает о борьбе узников за свободу
Жуткие кадры хроники говорят о зверствах фашизма красноречивее любых слов. Фото: ТАСС
ИМ НЕТ ЧИСЛА
Очки с погнутыми дужками, истертый башмак, человеческие зубы, жестяная банка из-под газа «Циклон Б», того самого, которым заполняли камеры смерти в фашистских концлагерях. При виде всего этого, называемого теперь нейтральным словом «экспонаты», даже у самых психологически устойчивых зрителей на глазах слезы.
Лагерей смерти в мире было почти три десятка. И несколько тысяч их филиалов. Самый известный - Освенцим. Располагался в Польше, в 60 км к западу от Кракова. Правда, теперь его принято называть не по-польски, а по-немецки - Аушвиц. В годы войны там лишили жизни около 1,4 миллиона человек, в основном евреев. А 27 января 1945-го тех, кто остался в живых, освободили войска Красной Армии. Не менее чудовищным, но почти не известным был концлагерь Ясеновац недалеко от Загреба. В нем погибло больше полумиллиона человек.
- По способам пыток и зверствам его называют самым страшным концлагерем в мире, - говорит директор Музея Сербской Республики Миладин Савич. - Самым свирепым способом убивались дети…
Незаживающими ранами до сих пор кровоточат названия Дахау, Маутхаузен, Собибор...
- О теме геноцида, о том, что творилось, надо помнить, говорить и передавать поколениям, - убеждена заведующая отделом международных связей Музея Победы Анастасия Кретова. - Без знания страшной истории не воспитать ни патриотизм, ни любовь к родине. И одна из целей музея - конечно же, рассказывать о реальных событиях Второй мировой войны.
СКОРБЬ ДОБРОВА
О чудовищном существовании в концлагерях рассказывают на выставке и больше сотни живописных и графических работ, а также фотографии и плакаты.
Произведения пропитаны болью, потому что их создали те, кто сам прошел через эту мясорубку. Например, ветеран Великой Отечественной войны Сергей Розанов.
- Он был участником восстания в Маутхазене, выжил случайно, - продолжает Анастасия Кретова. - Показываем целую серию его работ. Их привезли из музеев Польши, Испании, Германии и Франции. Художником Сергей стал уже после войны. В 1946 году после того как ужасы в его жизни закончились, он поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище.
Другой живописец, Геннадий Добров, в отличие от Розанова не был очевидцем злодеяний нацистов. Но в 1994 году отправился в бывшие лагеря - в Польшу, Чехию и Германию. Провел там несколько месяцев. В память о жертвах Холокоста создал зарисовки карандашом. Запечатлел ужасающие сцены мучений. И включил рисунки в свой главный творческий проект «Листы скорби». Работы до того, как попасть в Музей Победы, выставляли в ООН.
- Все это невыносимо, - говорил, когда был жив, Добров. - Хорошо, что картины живут дольше, чем люди. Вот я умру, а они, может, еще на триста-четыреста лет останутся, и люди будут помнить, что, да, это было.
УЧАТ В ШКОЛЕ?
БЕЗ УТАЙКИ ОТ ДЕТЕЙ
Даже несмотря на то, что стоит отметка 16+, юных гостей на выставке ждут.
Самые страшные сцены - например, где узников обезглавливают - специально поместили на электронные носители, так что их сразу и не увидишь.
Многие родители закрывают от детей жестокие страницы истории, однако заведующий архивом Центра «Холокост» Леонид Терушкин считает, что нужно рассказывать о таких вещах:
- Мы подготовили новый вариант своей выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». И в электронном виде рассылаем его по школам России. Некоторые немножко примитивно думают, что будет вполне достаточно показать массу фотографий с грудами человеческих костей и черепов. Есть и те, кто говорит: «Ну и зачем детей пугать?» На мой взгляд, для того чтобы рассказать, что такое нацизм, не нужно демонстрировать ужасные кадры. Их и так полно в интернете. Можно рассказывать о холокосте по-другому. Взять довоенные фотографии и поведать, как сложилась судьба людей. Показать их в детстве, а в конце - памятники на братских могилах…
Выставка продлится до 4 марта. Но уже сейчас организаторы думают о том, чтобы сделать ее постоянной. Считают, что память об одном из самых страшных моментов мировой истории должна передаваться будущим поколениям. И намерены включить в выставку моменты, связанные с Беларусью.
- У нас есть связи с музеями Великой Отечественной войны, «Хатынь» и «Брестская крепость», - признается Анастасия Кретова. - Они - участники и проекта «Территория Победы», и международного сотрудничества. Мы братья по духу. У нас единая история. Единая Красная Армия, которая спасала мир от нацизма.
ОСВОБОДИТЕЛИ
НЕ ПРИЗНАЛИ ЛАГЕРЬ СМЕРТИ
96-летний Иван Мартынушкин - один из последних ныне здравствующих освободителей узников концлагерей. В 45-м году был командиром пулеметной роты. Недалеко от Кракова его отряд вел бой за поселок, и наткнулись на поле, огороженное колючей проволокой. Заметили вышки и электрические провода. Однако и не предполагали, что перед ними - тот самый Освенцим.
- Думали, что это немецкая военная база, - вспоминает Мартынушкин. - Чуть позже нам объяснили, что тут - лагерь пленных. Перед нами поставили задачу - найти, где прячутся солдаты Вермахта, и зачистить территорию. Мы двигались вдоль ограды и стали замечать стоящих у бараков людей. Группами. По их лицам, внешнему виду стало понятно, что они пережили ад! Некоторые - кожа, да кости.
Мартынушкин с товарищами заглянули в один из бараков. Там было темно, но они услышали шорох на нарах. Люди были до того измучены, что уже не могли встать и выйти на улицу. И, когда им сообщали о том, что они освобождены, в их глазах засветилась непередаваемая радость.
- Мы ощущали сострадание, жалость, но тогда еще не до конца осознавали, в каком месте находимся, - продолжает Мартынушкин. - Уже потом из материалов Нюрнбергского процесса узнал, в освобождении какого страшного лагеря принимал участие. Тогда и в самом деле наступил шок. Меня нередко спрашивают, не пора ли перестать об этом рассказывать, ведь прошло столько лет. Конечно, нет. Об этом нужно помнить. Приветствую такие выставки, которые рассказывают о холокосте, показывают масштабы катастрофы, перед которой стояло человечество.
Кстати, на открытие выставки Мартынушкин захватил правнучку - серьезную девочку с косичками.