Стенография
За пять лет Минск из города с абсолютно чистыми, но серыми стенами стал столицей стрит-арта
Рамон Мартинс из Бразилии создал в Минске самое большое в мире граффити с редкими видами белорусских животных. 3456 квадратных метров. Рекорд отметили в Книге рекордов Гиннеса. Фото: Антон Пикус
С БРАЗИЛЬСКИМ АКЦЕНТОМ
Сегодня количество муралов в Минске перевалило за сотню. Сам город искусствоведы уже называют «вторым Берлином», известным своим стрит-арт-наследием. А ведь каких-то пару лет назад в белорусской столице строго запрещалось разрисовывать стены. Любые художества закрашивались коммунальщиками в течение пары дней.
Все изменилось в 2014-м, когда активисты уличного искусства совместно с администрацией города и Посольством Бразилии в Беларуси организовали первый фестиваль Vulica Brasil. Главная идея - разукрасить индустриальный район в центре города яркими красками. Для этого в Минск пригласили латиноамериканских художников и их белорусских коллег. Выделили им стены старых заводов на улице Октябрьской и дали волю фантазии. Итог - на некогда серых и унылых зданиях появились дивные животные и птицы, люди из прошлого и будущего, оптические иллюзии и философские загадки. Заводская улица получила вторую жизнь, а минчане - модную локацию, которая вмиг обросла культурными пространствами и кафешками.
ДОМ С ВЕСНУШКАМИ
В обычном спальном микрорайоне на юго-западе Минска в последний месяц только и разговоров о том, что про их «панельки» узнали на всех континентах. Под занавес 2019 года мурал «Лічбавы свет» (цифровой мир. - бел.) признали лучшим в мире, по версии платформы Street Art Cities. Автор эффектного 12-этажного полотна - белорус Евгений Сосюра (он же Mutus).
Изобразил девушку, которая прядет изо льна шар - то ли сплетение созвездий, то ли глобальную Сеть интернет. По словам художника, на этот образ его вдохновила славянская мифология, точнее, легенды о богине Макоши. Получилась необычная легенда современного мира.
Прототипом покровительницы ремесел стала обычная минчанка Вика Савченко, которая работает поваром в отеле. Евгений увидел свою будущую модель в Инстаграме и предложил попозировать.
- Говорил, место видное, - смеется Вика. - Думала, что будет что-то контурное или схематичное. Но такой детализации совсем не ожидала. Даже веснушки сохранил!
Мурал Сосюры – лишь часть триптиха «Будущее». НА соседних 12-этажках – еще две работы на эту тему. Фото: Татьяна Столярова
А КАК В РОССИИ
Весь покрытый граффити, абсолютно весь
Целый район подмосковного Одинцова превратился в гигантский музей картин.
Яркое событие - ничего не возразишь! Одних красок ушло больше двадцати тысяч литров. Так в Одинцове осенью 2019 года прошел фестиваль «Урбан Морфогенезис». 26 художникам со всего мира отдали в полное распоряжение район Трехгорка, и они за месяц создали самую масштабную галерею в мире под открытым небом. Местные здания превратились в экспонаты.
- Условия были непростые. Капризы осенней погоды испытывали художников на прочность, - рассказал организатор фестиваля Дмитрий Левочкин. - Но справились все очень круто.
На фасадах 36 высоток разместилось полсотни работ в разных стилях. Одни представляли яркие абстракции, другие - комиксы, третьи изображали философские образы.
Одним из самых любимых муралов для жителей Трехгорки стал портрет Юрия Гагарина. Площадь рисунка - около восьмисот квадратных метров. И это самый большой портрет советского космонавта в России.
Фото: Алексей Вязимитов
КСТАТИ
Есть в Минске и мурал, посвященный дружбе столиц Союзного государства. Российский художник Артур Кашак изобразил улыбающихся девочку и мальчика на стенах 9-этажек по улице Могилевской. Белорус держит в руках букет из васильков и ромашек, а голову маленькой россиянки венчает венок из таких же цветов. Одежду обоих украшают гербы Минска и Москвы. Примечательно, что рисунок создан на стыке двух домов. Это создает впечатление, будто ребятня смотрит друг другу в глаза.
сказано
Глеб ОТЧИК, председатель Союза художников Беларуси:
- Муралы в Минске - прекрасная инициатива с перспективным будущим. Но поскольку этот вид искусства относится к монументальному, то и требования к нему должны быть высокие. Прежде всего это касается квалификации и опыта авторов. Немаловажную роль играет и место, где появится новый рисунок. Считаю, что работы, которые могут в корне изменить восприятие городской среды, все-таки должны одобряться профессиональными советами художников и архитекторов.