Гнилое дело Брагина
Живописно село Аибга, что лежит в горах Адлерского района возле благословенного города Сочи! Сама красота здесь какая-то поющая, радостная, жизнеутверждающая. Поэтому естественно и очень органично в дивный пейзаж вписывался бы храм. Его и решили возвести жители Аибги на общем сельском сходе.
Дорога к храму
Строительство храма – дело нешуточное. Соблюли все чин по чину: получили согласования от городской и районной администраций, согласовали строительство, провели необходимые землеустроительные работы. Богоугодное дело благословил Cвятейший Патриарх Алексий Второй.
13 августа прошлого года был совершен торжественный чин освящения земли и закладки будущего храма подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Молитвенный чин на основание храма в селе Аибга длился больше часа. На месте будущего престола поставили крест. Под фундамент алтаря заложили камень с частицей мощей святителя Дмитрия Ростовского. На камне дата – август 2006 года и имена святых мучеников: последнего русского царя-страстотерпца Николая, царицы Александры и их детей. В честь них и возводится новый храм.
С именем царя Николая в Аибге связывают дорогу. Ее так и называют – царской. Она была проложена по его указу в 1903 году. Путь по ней сегодня из Адлера занимает два часа. Одолеть ухабы способен только уазик, и то с трудом. Заезжие гости – редкость. Да и местных жителей по пальцам сосчитать. Дворов – около ста, а постоянно проживают 70-80 человек. На закладку камня пришли почти все. Несмотря на сорокаградусную жару.
До 34-го года церковь в Аибге была. Правда, где, не помнят даже старожилы. Процветало село вплоть до 90-х. Была своя пекарня, школа, клуб. О царской дороге, да и вообще о дороге почти забыли – вертолетами можно было за 15 минут слетать к морю, искупаться и вернуться. Потом все кануло в Лету. Знаменитые грушевые сады, которые кормили самих партийно-государственных жителей Кремля, вырубили, совхоз разорился, дома опустели. И за Аибгой прочно утвердилось определение – гиблое место. «Золотой» осталась только дорога на Аибгу – на нее постоянно выделялись огромные суммы денег, но заносы, ливни, оползни и прочие ненастья сбрасывали в пропасть (как шашлык и вино в фильме «Кавказская пленница») выделенные средства.
Со строительством храма сельчане связывали и возрождение самой Аибги. До конца 2006 года планировали вывести здание под крышу, а отделку храма закончить к весне 2007-го. По проекту, церковь должна была быть небольшой – с одноэтажный дом. Закладка камня совпала с днем строителя, сельчане и монахи посчитали это хорошим знаком. Репортажи о начале строительства православного храма в одном из самых высокогорных сел Краснодарского края дали местные и общероссийские газеты, сюжет об этом показали по телевидению.
Сочинский латифундист против
Сочинский коммерсант Геннадий Альбертович Брагин телевизор тоже смотрит. И сюжет тот тоже видел. И увиденным очень возмутился.
Господин Брагин публично заявил, что земля эта – его и никакого храма на ней не будет.
Поначалу новоявленного латифундиста никто всерьез не воспринял, тем более что селяне свои земли никому не дарили и не продавали.
Однако, как известно, «в жизни главное – бумажка». И «бумажка» эта, неизвестно откуда там появившаяся, вдруг выпорхнула из недр сочинского земельного кадастра. Как выяснилось, в свое время г-ну Брагину каким-то таинственным способом удалось приватизировать аж 437 гектаров тутошней земли. Кто и когда спроворил эту бумагу – тайна великая есть…
Селяне хотели было решить спорную ситуацию миром, но переговоры ни к чему не привели. Напротив, почувствовав «слабинку», коммерсант откровенно наглел и грозился прибегнуть к «решительным мерам».
И прибегнул. Темной ночью 29 ноября 2006 года нанятые Брагиным подельники вывернули из земли крест, а подготовленную под строительство площадку и освященный закладной камень с мощами Дмитрия Ростовского запахали бульдозером.
Поначалу сочинская милиция от возмущенных людей попросту отмахивалась, и только вмешательство районной прокуратуры позволило квалифицировать действия Брагина как вандализм и самоуправство.
Сейчас в Адлере идет судебный процесс, конца-краю которому пока не видно.
С другой стороны при таких делах
А теперь попробуем смоделировать ситуацию немного другую. Представьте себе, что в Аибге собирались бы строить не православный храм, а мечеть. Решился бы коммерсант на бульдозерный демарш? Очень сильно сомневаюсь. Юг России – очень сложный регион, где даже неудачно оброненное слово, не то что действие, может обернуться страшной бедой. Особенно в такой деликатной теме, как вера. Но вот защита именно православных ценностей почему-то зачастую остается на втором плане – главное, не дай Бог, не пробудить еще какого-нибудь дремлющего национального самосознания. Русские, дескать, и так все стерпят, не впервой.
Господин Брагин – коммерсант, предприниматель, директор ООО «Агродом» – подвизается на сельскохозяйственной ниве. Каким образом? Да хоть бы так. Заполученный однажды грушевый сад вмиг пошел под топоры: груша – ценнейшая древесина, у мебельщиков нарасхват. Чтобы успокоить возмущенных селян, пообещал посадить новый. А то, что новый надо пестовать долгие годы, – вопрос сорок девятый. Пришел – награбил – ушел. Психология кочевника.
Но если б только это. Сочинская земля, особенно в свете недавней олимпийской победы, стала поистине золотой. И главные баталии за нее еще впереди. Хотя и без Олимпиады в Сочи Геннадий Альбертович рассчитывал хорошо заработать на этой земле. Взять хотя бы проект создания горнолыжного комплекса на горе Аибга в районе сочинской Красной Поляны – один из более 100 инвестиционных проектов, предлагаемых Комитетом по курортам и туризму Краснодарского края. Геннадию Альбертовичу снились миллионы…
Не секрет, что уже сейчас, за семь лет до проведения Олимпийских игр в Сочи, разгораются прихватизаторские бизнес-страсти. Не случайно Президент России Владимир Путин заявил, что контроль за расходованием государственных средств, выделенных на подготовку и проведение Олимпийских игр 2014 года в Сочи, будет осуществлять специальная группа с участием представителей Генпрокуратуры. Мы надеемся, что это своевременное слово Президента охладит пыл жадных и ретивых предпринимателей типа Брагина. А прокуратура и в этом деле восстановит справедливость. Чтобы другим неповадно было.
Можно ли себе хотя бы представить, чтобы Рябушинский, Прохоров, Путилов затевали свару вокруг православного храма? Бред… Это были хозяева и государственники, которые не только поднимали индустриальную мощь страны, но и строили храмы на собственные средства. Стараниями же нынешних коммерсантов-кочевников Россия превращена за пятнадцать лет, по меткому выражению одного американского промышленника, в «кладбище фабрик и заводов».
Говорят, что сейчас Геннадий Альбертович, перед которым замаячила реальная статья о вандализме и самоуправстве, поняв, что с бульдозерами «хватил лишку», как бы даже пошел на попятную. Вроде пообещал сам построить храм. Когда-нибудь. Может быть. Ну и конечно, подальше от золотоносного Сочи.
Вот только как объяснить, что храмы на Руси в болотах да оврагах не строят?..