Война не за горами?
До сих пор не раскрыта кровавая трагедия в парламенте Армении Президент Азербайджана Ильхам Алиев на днях пригрозил начать военные действия против Армении, ввиду продолжающейся оккупации ею Нагорного Карабаха. По словам И. Алиева, возможности мирного компромисса практически исчерпаны, поэтому иного пути решения проблемы, кроме военного, он не видит.
Между тем в Армении и Азербайджане размещены соответственно военная база России и британско-турецкий контингент. Так что конфликт едва ли останется двусторонним.
В середине июля начинается новый раунд переговоров по Карабахскому урегулированию. Как известно, эти переговоры курируют США, ОБСЕ, НАТО. Что само по себе придает этому мероприятию прозападный формат. И не исключено, что антироссийский.
Но в 1999 году была реальная возможность решить эту проблему на компромиссных условиях и, главное, восстановить сотрудничество армянского и азербайджанского народов. Однако этого не случилось: в конце октября 1999 года на сессии парламента Армении в Ереване был, можно сказать, «показательно» убит инициатор именно такого решения застарелого конфликта – председатель парламента Карэн Демирчян и его ближайшие коллеги. А это убийство почему-то совпало по времени с окончанием визита в Ереван тогдашнего госсекретаря США Строуба Тэлботта…
Почему «заказали» Демирчяна?
Итак, когда на трибуне был именно К. Демирчян, в зал вошла группа из 10 человек (кто ее беспрепятственно пропустил?!) и автоматными очередями расстреляла спикера парламента и некоторых участников парламентского президиума (пули были надежные – со смещенным центром тяжести). Охрана открыла ответный огонь – 7 террористов были уничтожены, троих арестовали. Как оказалось, почти все убийцы – выходцы из Нагорного Карабаха, причем 6 из них – члены армянской шовинистической партии «Дашнак-цутюн», требующей воссоздания «Великой Армении от Каспия до Черного моря». Эта партия легализована в Армении с 1993 года, а в советский период была в подполье.
По сей день неизвестно – живы ли те трое арестованных. Некоторые источники в Армении и Азербайджане утверждают, что эти террористы давно ликвидированы, для надежного сокрытия следов столь беспрецедентного преступления. А причины теракта и его организаторы официально не «обнародованы» в Армении до сих пор!
Столь демонстративных убийств политических лидеров трудно найти в исторических архивах. Ну Джон Кеннеди, ну Индира и Раджив Ганди, ну египетский президент Анвар Садат… В каждом случае покушение имело очень серьезные политические мотивы. Присутствие К. Демирчяна в этом списке свидетельствует, что и в данном эпизоде ставки были очень высокими.
Именно К. Демирчян наметил компромиссные варианты урегулирования, и, подчеркнем, они – впервые с начала армяно-азербайджанской конфронтации в 1988 году – не были отвергнуты официальным Азербайджаном! Однако в обеих странах есть влиятельные деятели и группировки, не только заинтересованные в продолжении армяно-азербайджанского конфликта, но и зарабатывающие на нем колоссальные дивиденды. Не забудем и о долговременных интересах США и НАТО в Закавказье, которое Уинстон Черчилль называл «самым коротким и политически эффективным путем к центру России». Резонно предположить, что такие деятели и структуры устранили Демирчяна, и они же не позволяют провести объективное расследование убийства.
С 1993 года Баку и Ереван согласились вести переговоры при посредничестве ОБСЕ, НАТО, США, Франции, России. Естественно, что эти блоки и державы преследуют свои интересы в регионе, тем более после вступления в действие нефтепровода Баку – Тбилиси – Эрзурум – Джейхан, предназначенного для переориентации транзита каспийской, особенно азербайджанской нефти с России на Турцию. Прослеживаются и цели НАТО – втянуть в свою орбиту и в антироссийские комбинации Армению и Азербайджан одновременно путем циничного обмена: Армении – Карабах, Азербайджану – нефтяные доходы.
Поэтому Карабах оказался сильной картой в этом масштабном политическом покере.
Патриарх партийной элиты Армении Карэн Демирчян был первым секретарем ЦК компартии Армении с середины 1960-х годов и прекрасно разбирался в политических и межнациональных хитросплетениях в Закавказье. Он в отличие от Г. Алиева и Э. Шеварднадзе не стремился войти в круг лиц, наиболее приближенных к Брежневу и Суслову. Поэтому в отличие от своих закавказских коллег, Демирчян не стал членом политбюро ЦК КПСС.
Кремль так и не заставил «демирчяновскую» Армению официально признать ее границу с Турцией с 1921 года (когда Турции в обмен на неучастие в «западных» комбинациях против Советской России ее тогдашним руководством была передана вся Западная Армения, входившая, как и Нахичеванский район, в состав Эриванской губернии России).
Москва с Баку фактически наказали Ереван: в середине 1970-х и повторно в 1984-м был отвергнут проект, поддержанный А.Н. Косыгиным, построить 250-километровую железную дорогу Ленинакан (ныне Гюмри) – Батуми для выхода Армении по кратчайшему маршруту к Черному морю, т.е. через юго-западную Грузию. Ибо республика почти полностью зависела от транзита товаров и энергоносителей через Азербайджан, и эта зависимость сказывалась на экономической ситуации в Армении.
Идеи и их последствия
Тот же Демирчян предлагал передать автономные от Азербайджана Карабах и Нахичевань в совместное управление Баку и Еревана, ввиду, как отмечалось в его письме на имя Суслова и Андропова (1979 г.), «пока скрытного нарастания армянских и азербайджанских националистических настроений в этих автономиях, в том числе с помощью засылаемой из-за рубежа агентуры…». Демирчяну за эту идею пригрозили строгим партийным выговором за необъективность и превышение полномочий.
В отличие от большинства своих коллег в руководстве союзных республик Карэн Демирчян не переквалифицировался в президента «своей» республики. Однако его влияние в Армении, его компетентность и опыт превращали этого деятеля в серьезного оппонента постсоветского руководства не только Армении, но и Азербайджана. И неудивительно, что после его избрания в 1997-м на пост спикера армянского парламента появились именно компромиссные проекты урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
К. Демирчян выступал за прямые переговоры Армении с Азербайджаном, а если и допускал посредничество, то только российское.
Согласно документам, главные условия урегулирования могли бы быть следующими.
Первый вариант – передача автономного Карабаха в совместное подчинение (кондоминиум) Армении и Азербайджану. Второй вариант – раздел этой территории между обеими странами по принципу преобладающей национальности (по аналогии с Боснией-Герцеговиной). Причем предусматривалось размещение только российского миротворческого контингента на армяно-азербайджанской границе и в самом Карабахе.
Плюс к тому – объявление Закавказья нейтральной и безъядерной зоной, бессрочный договор между Арменией и Азербайджаном о ненападении. Что касается беженцев, им предлагалось либо вернуться в Карабах с выплатой компенсаций и с предоставлением материальной помощи, либо остаться на новом местожительстве с получением компенсаций. К. Демирчян предлагал также режимы максимального благоприятствования для армянского бизнеса в Азербайджане и для азербайджанского – в Армении. А в перспективе предусматривалось объявить Карабах и Зангезур (Южную Армению) с Нахичеванью свободной экономической зоной.
Такого рода проекты способны были развязать карабахский узел и снять напряженность в регионе. Не позволили бы тлеть армяно-азербайджанскому конфликту по сей день и предотвратили бы вмешательство в него Запада. Но убийство Карэна Демирчяна прервало наметившееся армяно-азербайджанское урегулирование.
И тот факт, что это преступление не раскрыто до сих пор, говорит сам за себя… Остается напомнить первую заповедь криминалистов, расследующих убийства: «Ищи, кому это выгодно». Выгодно в том числе и поныне.