Убийство между прочим
То, что произошло средь бела дня в центре Москвы, в переходе недалеко от Белорусского вокзала, шокирует. Двое молодых людей спускались по лестнице. Когда они поровнялись с шедшим навстречу пожилым человеком, выхватили из его рук велосипед, повалили его на пол и начали избивать.
Нападение
У старика не было шансов сопротивляться – и силы уже не те, и застали врасплох. Били и ногами, и руками… Затем пенсионера оттащили к стене, в руках одного из нападавших уже был нож… Старик скончался от ножевых ранений в грудь несколькими минутами позже.
Вскоре оба нападавших были задержаны сотрудниками патрульно-постовой службы ЛОВД. Ими оказались 23-летние Владислав Зоткин и Виталий Игнатов, уроженцы Тульской области. Были они в тот момент в изрядном подпитии. Обоим уже предъявлено обвинение по ст. 105, ч. 2, п. «ж» Уголовного кодекса РФ – «убийство, совершенное группой лиц». Объяснить причины своего поведения молодчики не смогли. «Вести» показали бритую голову Виталия, как он говорит: «Ну, не знаю я, как это получилось. Получилось и все, что теперь? Как было? Шли просто, завязалась драка…» Выходит, им ничего не нужно было от старика, кроме утоления своей злости? А напали они просто так, потому что сама собой «завязалась драка».
Есть такое понятие, как акт немотивированной агрессии. Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ психиатрии Рашит Тукаев считает, что для обоих нападавших такое поведение было не в новинку: «Они хотели выплеснуть свою злость. Из видеозаписи видно, что они действуют очень слаженно, взяв старика в клещи с двух сторон...»
Бесстрастное око
Нападение и последовавшая вслед за этим расправа были не единственным, что зафиксировало бесстрастное око камеры. Видеозапись запечатлела в переходе много других людей! Одни проходили мимо, стараясь не обращать на происходящее внимания. Другие… Вмешаться захотел только один мужчина, но спутница довольно быстро переубедила его… Конечно, это не было картиной полного безразличия, как передавали на центральных телеканалах. Старший следователь Московско-Смоленской транспортной прокуратуры, который ведет это дело, говорит, что четверо очевидцев сообщили о происходящем в милицию.
По словам милиции, пожилой человек мог остаться в живых, если бы помощь подоспела раньше – до того, как нападающие достали нож.
Возникает вопрос: можно ли винить прохожих, которые никак не попытались предотвратить трагедию? С одной оговоркой – речь не идет о тех (в первую очередь женщинах, детях, пожилых людях), со стороны которых броситься в гущу событий стало бы безрассудством. Проведя небольшой опрос, я попробовала понять общие настроения. Получилось, что позиция сторонников невмешательства перевешивает. «Своя жизнь дороже», и подвергать себя опасности за чужого человека не стоит. «Нападающие могут быть невменяемыми, сумасшедшими, и в результате помощь может понадобиться тебе самому». «Добро не остается безнаказанным». «Кто-то вмешивается, и справедливость торжествует, а бывает, как с моим знакомым. Он вмешался и получил смертельный удар ножом на глазах своего 15-летнего сына...» Вот их ответы.
Никто не поможет
По словам Рашита Тукаева, реакция окружающих была совершенно типичная, люди в такие ситуации стараются не вмешиваться. Это общая тенденция, которая наиболее сильно прогрессирует в больших городах, где отчуждение между людьми только растет. «В подобных ситуациях жертвой становится слабый, комментирует он. Но поскольку поддержки от окружающих никто, как правило, не получает, большинство тех, на кого напали, тут же становятся слабыми. Пожилой человек – удобный объект для нападения, но жертвой может стать любой».
То есть каждый из нас – потенциальная жертва. И на 99% можно быть уверенным, что в случае опасности нам никто не поможет.
Можно оправдывать себя тем, что есть работники правоохранительных органов, для которых вмешательство в критической ситуации является прямой обязанностью. Но став пассивным очевидцем преступления, по сути, становишься его соучастником. Причем это не только размышления из области морали и нравственности, юриспруденция также разработала понятие «преступное бездействие». В Уголовном кодексе РФ есть, например, ст. 125 «Оставление в опасности»: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу…» Конечно, вероятность привлечения к уголовной ответственности тех прохожих, которые не подошли и не «привели в чувство» двух бесчинствующих молодчиков, стремится к нулю. Правоведы давно договорились, что для этого обязанность помочь должна быть юридически закреплена. То есть дело могло бы быть заведено против милиционера, если бы он стоял в сторонке, спокойно курил и наблюдал бы за расправой над беспомощным стариком. Но таких случаев в прокуратуре не помнят. А с нас взятки гладки, так что каждому придется решать самому, прийти на помощь или пройти мимо. И Бог нам судья.
Опять отморозки
14 июля, около 23.00, на выходе из станции метро «Парк культуры», дежурный 1-го отделения милиции метрополитена 22-летний Алексей Голосов заметил троих парней, которые, по одним свидетельствам, курили прямо в вестибюле. Нарушители проследовали за постовым, но в помещении милиции неожиданно набросились на него. Голосов успел выхватить пистолет и застрелил одного из нападавших – 28-летнего уроженца Пензы. Двое других нанесли постовому несколько ударов руками, забрали табельный пистолет ПМ с обоймой и скрылись. Второй подозреваемый был задержан по горячим следам, он был сильно пьян, милиционеры изъяли у него украденный пистолет.
Сотрудники столичного ГУВД установили личность третьего подозреваемого в нападении на сотрудника УВД московского метрополитена. Это ранее судимый 31-летний житель Тамбовской области Олег Базыкин, и теперь он объявлен в федеральный розыск.
Сотрудник милиции в результате нападения получил множественные ушибы и черепно-мозговую травму. Сейчас он госпитализирован, и его жизни ничто не угрожает.
Во всей этой истории возникает много вопросов, на которые, мы надеемся, найдет ответ прокуратура. Где были другие милиционеры, которыми станция «Парк культуры» буквально напичкана? Неужели хваленые видеокамеры развешены на станциях только для проформы? Если власть не в состоянии обеспечить безопасность стражей своего порядка, то как защитит безоружных граждан?