Протоиерей Федор Повный: Недоразумения в двусторонних отношениях не должны быть общим достоянием
Настоятель прихода храма-памятника во имя Всех Святых в Минске в интервью «СВ» рассказал о том, что на самом деле может сохранить единство наших народов
Радоваться за ближнего, не испытывать негативных эмоций – рецепт счастья прост, считает батюшка. Фото: БЕЛТА
«СИЛЫ ЗЛА БУДУТ ПОСРАМЛЕНЫ»
- Союзному государству исполнилось двадцать лет. Солидная дата. Но некоторые из тех белорусов, кому примерно столько же, поглядывая на Украину, ратуют за полную независимость республики. Как относитесь к таким настроениям?
- Если кто-то высказал свое мнение, это вовсе не означает, что такова позиция большинства. Никто не переубедит меня, что русские и белорусы - братья. Мы вышли из одного восточно-славянского этноса. Господь учит любить друга, даже если он поворачивается спиной. И молиться о нем. Учит быть благодарным тому, кто спасал не раз.
Я благодарен нашему старшему брату за поддержку православной Беларуси в XVI и XVII веках. Благодарен русскому народу за то, что хранит чистоту истины и Церкви Христовой, и за общую Великую Победу, без которой не было бы независимой Беларуси.
Господь учит надеяться. И я надеюсь, что силы зла, которые заставляют наш народ быть неблагодарным, будут посрамлены.
- Как относитесь к распаду Советского Союза?
- По-моему, это было естественное состояние и движение вперед. Участники этих процессов лишь способствовали их ускоренному развитию.
- Как церковь в Беларуси будет отмечать 75-летие Победы?
- Прежде всего молитвенной памятью. Но есть еще уникальный проект «Во славу общей Победы». Патриарх Кирилл благословил акцию, а глава государства говорил о ней в праздничном обращении к народу 9 мая 2019 года. Земля с захоронений времен Великой Отечественной войны, расположенных на территории Беларуси, будет собрана в капсулы, которые разместят 8 или 9 мая в крипте храма-памятника. В братских могилах лежат рядом и белорусы, и русские, и украинцы. Думается, проект поможет нам еще раз переосмыслить не только культуру нашей памяти, но и правду о победе, которая досталась невероятными усилиями и жертвами. В крипте организуем музей, где будет собрана информация с каждого захоронения. Акция стала всенародной, и нам приятно, что храм воинской славы, строящийся в Кубинке под Москвой, повторяет нашу инициативу.
ПРОЛЕТАЯ НАД БЕЛАРУСЬЮ И РОССИЕЙ
- Каким образом капсулы попадут в Минск?
- Это целый процесс. Сначала в районах собирают со всех захоронений по горсти земли, помещают ее в капсулы. При участии молодежи, ветеранов. Все почувствуют причастность к великому делу. Следующий этап таков. У меня, как и у любого человека, есть слабость: любовь к полетам. Мы договорились с нашим клубом ДОСААФ о том, что будем делать по шесть рейсов в каждую область. В те регионы, которые сильнее пострадали во время войны - больше. Собранные капсулы вертолетом доставят в Минск и поместят в крипте. Только белорусских будет не менее 120, а ведь еще живо откликнулись на нашу инициативу в других странах. Посол Молдавии объехал все захоронения, где вместе с белорусами погребены жители его страны: часть земли, в такой же капсуле, поедет в Молдавию, а часть останется в Беларуси. Так, уже на уровне исторической памяти укрепляем связи не только с нашим союзным другом, партнером и братом, но и с теми странами, которые некогда входили в состав великой страны.
- На чем будете летать?
- Конечно, не на своем личном скромном вертолетике. Я тут пошутил над журналистами, сказал, что есть личный вертолет. Возникла пауза. «Но вы же понимаете, что об этом расскажем?», - спросили меня. Я ответил: «Конечно. Хотите вместе пилотировать?» Ребята оживились: «Когда?» - «Да прямо сейчас!» - и достал радиоуправляемый вертолет. Им, кстати, управлять порой сложнее, чем настоящим.
- Так же увлеченно рассказывал мне недавно о полетах на вертолете Леонид Якубович. Причем над Беларусью. Не планируете привлечь его к проекту?
- Может быть. Мы дружим. Оба любим Ми-2. Как говорят летчики, если умеешь летать на нем, справишься с любым вертолетом.
«НЕ ВЫНОСИТЕ СОР ИЗ ИЗБЫ»
- Как сохранить единство во время экономических штормов и политических бурь?
- Когда границ не существовало, люди из одного рода жили в соседних деревнях, теперь разведенных по разным государствам. Какое-то время они сохраняли единство, но время шло - умирали старейшие, которые были братьями и сестрами. Их дети встречались лишь на похоронах очередного долгожителя. Внуки друг друга почти не знали. А их потомки общаться перестали. Следующие поколения уже забыли, что у них были общие предки.
Эта незамысловатая история хорошо показывает, что единство удерживает общение. Нашим народам, несмотря на то что нас связывает кровное родство и общая духовная база, нельзя ни на один день прекращать коммуникацию. Какие бы серьезные претензии ни предъявляли друг другу правящие элиты, люди должны сохранять контакты.
А вот их эффективность можно оценивать через бытующие в народе стереотипы друг о друге. Белорусы давно не бульбаши, но в сознании россиян - по-прежнему. В России не все дороги ужасны, а те жители Синеокой, кто не выезжал за пределы родной страны, до сих пор так считают.
Когда друг о друге мы станем говорить со знанием дела, можно будет сказать, что коммуникация работает эффективно. И, к слову, общение идет часто через интернет, по телефону. Поэтому связь должна быть максимально доступной и дешевой.
Для поддержания любого союза нельзя выносить сор из избы. Это правило обычно передают мудрые матери своим дочерям. Никогда умные родители не скандалят при детях и не выясняют отношений на виду у соседей. Думаю, аллегория ясна.
Недоразумения в двусторонних отношениях не должны быть общим достоянием. Нужно продумывать каждое слово, уходящее в информационный поток, чтобы не давать повода слетаться воронью, иметь четкую систему противодействия любым попыткам расшатать дружеские отношения.
ДОСЛОВНО
«ДУХ РОДА ВАЖЕН ДЛЯ НАРОДА»
- И еще один важный момент. В больших семьях есть старейший. Не будучи уже физически силен, он поддерживает дух рода и передает традиции. Благословенны Богом семьи, в которых есть такой человек. Вот так и в союзе двух стран важна идеологическая ось. На ее формирование требуется обращать такое же пристальное внимание, как и на экономическое сотрудничество.
Беларусь четыре века жила под воздействием польской культуры, но сохранила свою русскость. Эта верность порой стоила жизни или лишала социального благополучия. Свое желание быть в союзе с Россией белорусский народ подтвердил на референдуме в 1995 году. И последние социальные опросы говорят о том же. Какие еще доказательства российской стороне нужны, чтобы убедиться в преданности нашего народа?
Сегодня, когда дети наших детей уже почти не помнят родства, потому что мы о нем не говорим, западные соседи умело используют это обстоятельство, чтобы вернуть былое культурное и политическое влияние, заманивают белорусов материальными благами. Однако в русском идентификационном коде заложено первенство идей над материей.
Мне видится, что Русская православная церковь может актуализировать это, если призовет белорусов к соработничеству на ниве духовного и социального служения и не будет рассматривать Белорусский Экзархат как свою провинцию. Приставка «со» означает в данном случае диалог мнений, результатом которого станет согласие. Поэтому желаю нашим народам не терять духа соборности ради материальной выгоды.ЗАВИСТЬ - СКОРБЬ О БЛАГОПОЛУЧИИ БЛИЖНЕГО
Почему, если увидел человека, который лучше живет - нужно порадоваться за него. И как стать счастливым?
- Отец Федор, при Всехсвятском храме работает Дом милосердия. Как он появился?
- Проект родился не спонтанно. В лихие 90-е мое церковное послушание проходило за границей, в Германии. И я видел, как в побежденной стране относились к ветеранам, инвалидам. Доставляя гуманитарную помощь в Беларусь и в Смоленщину, наблюдал, как относились к ним же в стране-победителе. Человек, который отдал государству, семье все, оказывался выброшенным на задворки жизни.
И тогда родилась идея, которую мы реализовали. Дом милосердия - народное название. На деле это приходской социально-реабилитационный центр. Пока, к сожалению, не имеет аналогов в масштабах Православной церкви.
На его базе работает стационар на семьдесят койко-мест, есть лицензия на сорок видов медицинской деятельности. Все работает, живет и, я бы даже сказал, процветает. Приезжают к нам из Подмосковья. Дети привозят возрастных родителей из России, Беларуси и даже Европы.
- Вы упомянули 90-е. Как относитесь к тому, что появилась мода на них?
- Когда критикуют наши взаимоотношения и особенно президента Александра Лукашенко, у меня внутри появляется возмущение. Ведь молодежь понятия не имеет, как было. Я тогда возвратился из сытой и благополучной Германии под те проекты, которые задумали. Видел страну в развале в полном смысле слова. То, что сделано за эти годы, не только в рамках союзного строительства, но прежде всего в самой республике - перед глазами. Когда мы не ценим того, что имеем, появляется опасная тенденция потерять то, что есть.
- В современном обществе тренд быть счастливым. Тогда и карьера, и личная жизнь складываются. Что нужно делать, чтобы, как поется в известной песне, хорошее настроение не покидало нас?
- Ничего. Быть собой. Смотреть на мир и благодарить бога за то, что живешь. Начинать нужно не с ропота и зависти, недовольства и всяких отрицательных чувств. Увидел человека, который лучше одет, лучше сказал, лучше сделал дело - порадуйся за него. Лучше живет? Вдвойне порадуйся. Когда научимся этому, радость будет возвращаться сторицей, а с нею и счастье придет. Есть такая формула: зависть - скорбь человека о благополучии ближних. Меня часто приглашают освятить жилище. Некоторые внимательно смотрят: какой священник придет в их дом? Сколько раз я совершал этот чин и всегда радовался. Знаете, я хоть уже больше 35 лет священник, до сих пор не могу привыкнуть к богослужению. Когда совершаю литургию - будто первый раз стою перед престолом. И за этот священный трепет благодарю Господа. Нам ведь совсем немножко нужно. Жизнь на Земле есть подготовка к вечности. Когда это понимаешь, все обретает иной смысл, каждое дело становится событием. Ну кто нам мешает так жить?
ДОСЬЕ «СВ»
Федор Повный родился 20 июня 1959 года в деревне Селец Брагинского района Гомельской области. Окончил Академию искусств, получив диплом дизайнера интерьеров, а после службы в армии, в 1983 году, Московскую духовную семинарию и академию. Был личным секретарем Митрополита Минского и Белорусского Филарета. В возрасте 27 лет Повного направили служить в храм-памятник Русской славы в Лейпциге. После возвращения в Беларусь как дизайнер, архитектор и художник создал два крупных проекта в Минске: храм-памятник в честь Всех Святых и Дом милосердия. Обладатель ордена Почета и Рождественской премии «За духовное Возрождение». Женат на минской журналистке Елене, имеет дочь, тоже Елену.