Открывайте ворота, «Коники» идут сюда!
Накануне Нового года Давид-Городокскому колядному обряду присвоили статус нематериальной историко-культурной ценности. Спустя две недели местные жители и гости вновь окунулись в сказочную атмосферу веселого народного гулянья
Главный герой – принц (то есть солдат) на белом коне. Фото: Альфред Микус.
Голова из валенка, тело из двух плетеных корзин, сверху - белое покрывало, сзади - хвост из льна.
- Покрепче вяжи, Андрусь! Мне всю ночь конем скакать... - говорит один из «коников» Николай.
Подготовка к обряду проходит с шутками-прибаутками, но костюм делают на совесть. Эту сложную конструкцию через несколько минут всадник наденет на себя и не снимет до глубокой ночи. Да, быть Конем совсем непросто!
Старинный славянский праздник Щедрец (или Щедрый вечер) здесь отмечается по особому сценарию: с приближением темноты на улицы выходят десятки красочных «Коников» в сопровождении ряженых.
Кажется, что весь Давид-Городок в этот вечер гремит барабанами, на каждой улице музыка и песни. Центральной фигурой народного карнавала является белый Конь. Другие традиционные маски - это Дед и Баба, Цыган и Цыганка, Смерть с косой, Звездочет, Медведь, Волк, Аист (его здесь ласково зовут Буська), Черт, Баба-Яга. В последние годы добавились современные персонажи: в группе колядующих теперь Человек-паук, Шрек и Джек Воробей. Все потому, что и молодежь рада участвовать в старинном обряде, но парням да девушкам больше охота быть пиратами Карибского моря, чем волком или медведем.
«Коник» с всадником и другие персонажи шумной гурьбой передвигаются по городу, вваливаясь в дома и собирая угощения за веселые куплеты и добрые пожелания в адрес щедрых хозяев. Колядовщики заходят только в те дома, где горит свет, - верный знак того, что здесь их ждут и готовы вместе с ними спеть и станцевать, а главное, от души одарить гостинцами или деньгами. Местные говорят, что «коников» нужно встречать с искренней радостью, только тогда год будет счастливым. За вечер в каждый дом может зайти с десяток веселых компаний «коников». Об их появлении возвещают громкие звуки трубы или барабана. Сколько придет, столько хозяева и примут без отказа - ведь это же Щедрец!
Каких только персонажей в этот вечер не увидишь! К традиционным волкам и медведям добавились и современные маки. Фото: Альфред Микус.
КОММЕНТАРИЙ
- Персонаж Коня характерен для региона, - рассказывает общественный эксперт Министерства культуры РБ в сфере нематериального культурного наследия, филолог и журналист Регина Гамзович, которая не первый год наблюдает за обрядом в Давид-Городке. - Менялись только образы всадника. Он мог быть в рыцарской накидке и шляпе с пером или в военной шинели. Конструкция «коника», песня колядовщиков на полесском наречии и ее мелодия - все это очень архаичное, самобытное.
Главная песня праздника называется «Сосна»: «Там стояла cосна тонка, вусока! Шчодры вэчор! Тонка, вусока, лісцэйком шырока! Шчодры вэчор!» Всего в песне более 20 куплетов, но сегодня колядующие обычно поют 6 - 7 самых известных. Полный текст колядной песни хранится в музее Давид-Городка.
От дома к дому ходят взрослые и дети. Их ждут с нетерпением и украшают каждое крыльцо. Фото: БЕЛТА
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Когда и почему в полесском Давид-Городке появился колядный обряд «Коники»? Одни считают, что ему около ста лет и зародился обряд в годы Первой мировой войны, когда здесь квартировали казаки, которые и придумали «щедровать» таким образом. Якобы именно они «сконструировали» первого «коника».
Другие утверждают, что традиция уходит в древность. Как известно, у многих православных праздников языческие корни. Так, до принятия христианства славяне пышно и оживленно чествовали языческого бога Коляду - покровителя пиршеств и веселья. Считалось, что гуляли в эту ночь не только люди, но и нечисть. И многие языческие обряды были направлены на то, чтобы отогнать злых духов. Самое действенное - это шум. Трубили в рога, звонили в колокольчики, играли на свистелках и пищалках, усердно били по сковородкам и металлическим мискам, колотили по заборам и воротам.
В некоторых регионах Люблинского, Волыно-Ровенского и Пинского Полесья для «отпугивания» молодые кавалеры гарцевали на лошадях.
Было время, когда христианские обряды запрещались, но «Коники» в Давид-Городке «бегали» всегда.
С конца 1980-х колядный Щедрец превратился в веселый народный карнавал, в котором участвует весь древний полесский город.
Популярность карнавала растет, на него съезжаются гости из соседних Пинского, Дрогичинского, Житковичского районов и фольклорные коллективы из России. Приезжают много туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Великих Лук и Владимира.