САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Эра автолета

Олег МОРОЗОВ, инженер-конструктор



В 1886 году немецкий изобретатель Карл Фридрих Бенц взял патент на первый автомобиль и тем положил начало современному автопрому. Много воды утекло с тех пор, многое случилось с автомобилем и вокруг него. С 1894 года стали регулярно устраиваться автогонки, ставшие катализатором развития автомобиля. Если в первой гонке средняя скорость была 24 км/ч, то в 1907 году она составила 114 км/ч. А в 1927 году рекорд скорости составил 300 км/ч. Это стало началом эры современного автомобиля.


Пробки на каждом километре

В наше время скорость некоторых суперкаров достигла 370 км/час, а мощность мотора – 1000 лошадиных сил! Все бы замечательно, да только средняя скорость движения в городе составляет 20 км/ч! Совсем как во времена конки. Так к чему все эти «табуны» в двигателях современных автомобилей, стоящих в пробках вместе с их владельцами? Какое преимущество получают владельцы сверхдорогих машин перед их коллегами на микролитражках? В пробках-то стоят бок о бок! Только один заплатил за место в пробке несколько тысяч долларов, а другой – десятки и сотни тысяч.
По прогнозам на ближайшее будущее, автодороги скоро могут встать совсем. Американцы ожидают полной остановки своего Северо-востока к 2015 году.
В Москве и области из-за строек, ремонта дорог и все растущего транзитного потока машин длина пробок может достичь ста километров. И самое скверное в том, что это не зависит ни от чьей воли, это – объективная реальность. Просто автомобилей на квадратный километр в мире стало слишком много. И с каждым днем число их растет. Значит, самое время предпринять оперативные меры, которые хотя бы смягчили кризис и дали время на его стратегическое разрешение. И таким оперативным мероприятием может быть только создание транспорта нового поколения.

Шоферы учатся летать

Каким же должен быть транспорт ближайшего будущего? Ответ очевиден: если на поверхности Земли места для личного транспорта уже нет, надо осваивать высоту. Наступает эра «малолитражной» авиации: автолетов или аэромобилей – малогабаритных летающих автомобилей. И лучшее свидетельство того, что эра эта уже на пороге, – обилие проектов аэромобилей в разных странах. Примечательно, что из пятнадцати экспериментальных аэромобилей, которые можно увидеть в Интернете, одиннадцать принадлежат американцам. Легко понять, какое значение они придают новому виду транспорта. А уж американцы – это не мечтатели, это дельцы.
Свои проекты есть у США, Англии, Голландии, Израиля. Проекты разнообразные. Часть аппаратов представляет собой мини-самолеты (Аerocar, Eclipse-500, TAS-102, США; Jetpod, Англия), другая часть – это мини-вертолеты (PALV, Голландия), третья – летающие платформы, в сущности те же вертолеты, только винт у них внутри корпуса (Eagle, Израиль; AMV211, Chrysler VZ6, США), есть и аппараты с винтом изменяемой геометрии (SkyRider X2R, Skycar, США), которые могут летать как самолеты, а взлетать и садиться как вертолеты. По некоторым отзывам, лидером у американцев является Skycar, его автор Пол Моллер конструирует аэромобили уже двадцать лет, начинал он еще в восьмидесятые.

«Ларк» – это русский автолет

Как же обстоят дела в России? Какие разработки есть у нас? В Общественном конструкторском бюро при Национальном аэроклубе РФ (ОКБ НАК РФ) плодом многолетней работы стал проект первого русского автолета – Lark4, или «Ларк», как называет его по имени главный менеджер проекта Бабешко Николай Михайлович. И без ложной скромности можно сказать, что разработка эта уникальна даже среди себе подобных. В чем же ее уникальность?
«Ларк» похож на маленькую акулу, обтекаемый фюзеляж с крыльями-плавниками по бокам. Сердце автолета – специально разработанный для него миниатюрный турбовинтовой двигатель ТВД400 с толкающим винтом. Двигатель так мал, что его может удержать в руках один человек. Но мощность его при этом – 560 л.с. Кроме основного двигателя у «Ларка» два вспомогательных – по 70 л.с. каждый. Размах крыльев «Ларка» – меньше шести метров, вес пустого аппарата – меньше 400 кг. Взлетный вес – 985 кг. Бросается в глаза малая площадь крыльев. Тот, кто знаком с аэродинамикой, с трудом верит, что машина может летать. Секрет кроется в особой разработке, восходящей к сороковым годам XX столетия, – А.И. Болдырева, Б.С. Блинова и других. Дело в том, что толкающий винт, приводимый в действие турбовинтовым двигателем, не является единственным движителем аппарата. У него есть два вспомогательных в каждом крыле. Его крылья, почти как у птицы, сами толкают его вперед. В этом уникальность «Ларка», делающая его беспрецедентно надежным летательным аппаратом.
Даже если в полете отключить главный двигатель, «Ларк» продолжит полет на двух вспомогательных. Правда, скорость его понизится с 750 до 240 км/ч. Но любой другой самолет или вертолет с отключенным двигателем полет продолжать не сможет. В лучшем случае он совершит вынужденную посадку, избежав катастрофы, а в худшем – камнем рухнет на землю. «Ларк» же не только уцелеет, но и, продолжив полет, долетит до ремонтной базы. Но и это еще не все. Даже если из оставшихся двух двигателей отключить еще один, то на оставшемся он полетит дальше, хоть и со скоростью 180 км/ч. Вот такая тройная подстраховка, которой не имеет больше ни один аэромобиль и ни один летательный аппарат вообще!
Наличие дополнительных движителей позволяет «Ларку» держаться в воздухе при фантастически малой скорости 43 км/ч. Это его посадочная скорость. Что же касается дальности, то с двумя человеками на борту он может лететь на 3400 км, а с четырьмя – на 1500 км со скоростью 750 км/ч. Малая скорость посадки делает ненужным специальный аэродром, взлетно-посадочную площадку для него можно оборудовать прямо на крыше здания подходящего размера, в котором расположен офис.
«Ларк4» может доставлять своего хозяина по утрам из загородного дома прямо в городской офис, паркуясь на его крыше. В течение дня он может переносить его в пределах города с одной встречи на другую, разумеется при условии, что на крышах этих офисов тоже оборудованы взлетно-посадочные площадки. А вечером он доставит его обратно за город. В выходные дни можно перемещаться из одного города в другой. Например, из Москвы в Петербург – меньше чем за час. Это «меньше» отнимет меньше времени, чем субботняя поездка на дачу на автомобиле. А уж удовольствия доставит куда больше. А при наличии у пилота открытой визы он может летать в выходные на отдых в Турцию или Грецию, два часа – туда, два – обратно.

30 миллионовдля полного счастья

От этого светлого будущего нас отделяет только отсутствие инвестиций.
И надо-то, по меркам большой страны, не так много. На создание экспериментального аппарата хватило бы 5 миллионов евро, а для создания линии по производству 10 машин в месяц нужно около 30 миллионов евро. А возврат средств для финансового инвестора составил бы, по подсчетам специалистов, 124% в год от суммы инвестиций, что окупило бы проект примерно в течение девяти месяцев.
Появление в небе и городах подобного аппарата неизбежно в течение нескольких лет, востребован такой транспорт будет обязательно! Это поможет выйти из городского транспортного кризиса. Вопрос теперь в том, кто получит прибыль от производства аэромобилей и застолбит себе место на пустом пока рынке емкостью, скажем, в триллион долларов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Fox News: Американцы требуют подтверждение жизни Байдена после выхода из выборов
  2. Приговоренный к смертной казни немецкий наёмник не стал обжаловать приговор
  3. В России хотят оставить без общежитий большинство студентов
  4. Москва может выделить Минску 100 млрд рублей на импортозамещающие проекты
  5. Вячеслав Володин встретился с Президентом Алжира
  6. Володин: Необходимо обеспечить реализацию соглашения РФ и Алжира о сотрудничестве
  7. ВСУ обстреляли село в Белгородской области, ранены двое детей
  8. Песков: НАТО продолжает продвижение своей военной инфраструктуры в сторону наших границ
  9. Польша грозится блокировать транзит товаров через Беларусь
  10. Роспотребнадзор: рисков завоза и распространения вируса Чандипура в России нет
  11. Песков прокомментировал слова Зеленского о возможности диалога с Россией
  12. Елена Афанасьева: За что мы платим миллионы «поющим трусам»?
  13. Песков: В Кремле не были удивлены решением Байдена выйти из предвыборной гонки
  14. В Донецке при обстреле ВСУ погибла женщина
  15. Владимир Путин встретился с гендиректором «РусГидро» Виктором Хмариным

Парламентское Собрание

После Никарагуа Вячеслав Володин отправился на Кубу

Для России эта страна всегда рядом, а далеко отправим тех, кто пытается нас уничтожить, вводя бесконечные санкции.

МНЕНИЯ

Байден переходит в режим «хромой утки»

Леонид Слуцкий

Еще в субботу хозяин Овального кабинета не собирался выходить из президентской гонки.

Месье Шариковы с дуба рухнули

Олег Зинченко

Скоро Франция как шелудивый пёс начнёт охотиться за собственным хвостом.

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Читайте также