САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Эра автолета

Олег МОРОЗОВ, инженер-конструктор



В 1886 году немецкий изобретатель Карл Фридрих Бенц взял патент на первый автомобиль и тем положил начало современному автопрому. Много воды утекло с тех пор, многое случилось с автомобилем и вокруг него. С 1894 года стали регулярно устраиваться автогонки, ставшие катализатором развития автомобиля. Если в первой гонке средняя скорость была 24 км/ч, то в 1907 году она составила 114 км/ч. А в 1927 году рекорд скорости составил 300 км/ч. Это стало началом эры современного автомобиля.


Пробки на каждом километре

В наше время скорость некоторых суперкаров достигла 370 км/час, а мощность мотора – 1000 лошадиных сил! Все бы замечательно, да только средняя скорость движения в городе составляет 20 км/ч! Совсем как во времена конки. Так к чему все эти «табуны» в двигателях современных автомобилей, стоящих в пробках вместе с их владельцами? Какое преимущество получают владельцы сверхдорогих машин перед их коллегами на микролитражках? В пробках-то стоят бок о бок! Только один заплатил за место в пробке несколько тысяч долларов, а другой – десятки и сотни тысяч.
По прогнозам на ближайшее будущее, автодороги скоро могут встать совсем. Американцы ожидают полной остановки своего Северо-востока к 2015 году.
В Москве и области из-за строек, ремонта дорог и все растущего транзитного потока машин длина пробок может достичь ста километров. И самое скверное в том, что это не зависит ни от чьей воли, это – объективная реальность. Просто автомобилей на квадратный километр в мире стало слишком много. И с каждым днем число их растет. Значит, самое время предпринять оперативные меры, которые хотя бы смягчили кризис и дали время на его стратегическое разрешение. И таким оперативным мероприятием может быть только создание транспорта нового поколения.

Шоферы учатся летать

Каким же должен быть транспорт ближайшего будущего? Ответ очевиден: если на поверхности Земли места для личного транспорта уже нет, надо осваивать высоту. Наступает эра «малолитражной» авиации: автолетов или аэромобилей – малогабаритных летающих автомобилей. И лучшее свидетельство того, что эра эта уже на пороге, – обилие проектов аэромобилей в разных странах. Примечательно, что из пятнадцати экспериментальных аэромобилей, которые можно увидеть в Интернете, одиннадцать принадлежат американцам. Легко понять, какое значение они придают новому виду транспорта. А уж американцы – это не мечтатели, это дельцы.
Свои проекты есть у США, Англии, Голландии, Израиля. Проекты разнообразные. Часть аппаратов представляет собой мини-самолеты (Аerocar, Eclipse-500, TAS-102, США; Jetpod, Англия), другая часть – это мини-вертолеты (PALV, Голландия), третья – летающие платформы, в сущности те же вертолеты, только винт у них внутри корпуса (Eagle, Израиль; AMV211, Chrysler VZ6, США), есть и аппараты с винтом изменяемой геометрии (SkyRider X2R, Skycar, США), которые могут летать как самолеты, а взлетать и садиться как вертолеты. По некоторым отзывам, лидером у американцев является Skycar, его автор Пол Моллер конструирует аэромобили уже двадцать лет, начинал он еще в восьмидесятые.

«Ларк» – это русский автолет

Как же обстоят дела в России? Какие разработки есть у нас? В Общественном конструкторском бюро при Национальном аэроклубе РФ (ОКБ НАК РФ) плодом многолетней работы стал проект первого русского автолета – Lark4, или «Ларк», как называет его по имени главный менеджер проекта Бабешко Николай Михайлович. И без ложной скромности можно сказать, что разработка эта уникальна даже среди себе подобных. В чем же ее уникальность?
«Ларк» похож на маленькую акулу, обтекаемый фюзеляж с крыльями-плавниками по бокам. Сердце автолета – специально разработанный для него миниатюрный турбовинтовой двигатель ТВД400 с толкающим винтом. Двигатель так мал, что его может удержать в руках один человек. Но мощность его при этом – 560 л.с. Кроме основного двигателя у «Ларка» два вспомогательных – по 70 л.с. каждый. Размах крыльев «Ларка» – меньше шести метров, вес пустого аппарата – меньше 400 кг. Взлетный вес – 985 кг. Бросается в глаза малая площадь крыльев. Тот, кто знаком с аэродинамикой, с трудом верит, что машина может летать. Секрет кроется в особой разработке, восходящей к сороковым годам XX столетия, – А.И. Болдырева, Б.С. Блинова и других. Дело в том, что толкающий винт, приводимый в действие турбовинтовым двигателем, не является единственным движителем аппарата. У него есть два вспомогательных в каждом крыле. Его крылья, почти как у птицы, сами толкают его вперед. В этом уникальность «Ларка», делающая его беспрецедентно надежным летательным аппаратом.
Даже если в полете отключить главный двигатель, «Ларк» продолжит полет на двух вспомогательных. Правда, скорость его понизится с 750 до 240 км/ч. Но любой другой самолет или вертолет с отключенным двигателем полет продолжать не сможет. В лучшем случае он совершит вынужденную посадку, избежав катастрофы, а в худшем – камнем рухнет на землю. «Ларк» же не только уцелеет, но и, продолжив полет, долетит до ремонтной базы. Но и это еще не все. Даже если из оставшихся двух двигателей отключить еще один, то на оставшемся он полетит дальше, хоть и со скоростью 180 км/ч. Вот такая тройная подстраховка, которой не имеет больше ни один аэромобиль и ни один летательный аппарат вообще!
Наличие дополнительных движителей позволяет «Ларку» держаться в воздухе при фантастически малой скорости 43 км/ч. Это его посадочная скорость. Что же касается дальности, то с двумя человеками на борту он может лететь на 3400 км, а с четырьмя – на 1500 км со скоростью 750 км/ч. Малая скорость посадки делает ненужным специальный аэродром, взлетно-посадочную площадку для него можно оборудовать прямо на крыше здания подходящего размера, в котором расположен офис.
«Ларк4» может доставлять своего хозяина по утрам из загородного дома прямо в городской офис, паркуясь на его крыше. В течение дня он может переносить его в пределах города с одной встречи на другую, разумеется при условии, что на крышах этих офисов тоже оборудованы взлетно-посадочные площадки. А вечером он доставит его обратно за город. В выходные дни можно перемещаться из одного города в другой. Например, из Москвы в Петербург – меньше чем за час. Это «меньше» отнимет меньше времени, чем субботняя поездка на дачу на автомобиле. А уж удовольствия доставит куда больше. А при наличии у пилота открытой визы он может летать в выходные на отдых в Турцию или Грецию, два часа – туда, два – обратно.

30 миллионовдля полного счастья

От этого светлого будущего нас отделяет только отсутствие инвестиций.
И надо-то, по меркам большой страны, не так много. На создание экспериментального аппарата хватило бы 5 миллионов евро, а для создания линии по производству 10 машин в месяц нужно около 30 миллионов евро. А возврат средств для финансового инвестора составил бы, по подсчетам специалистов, 124% в год от суммы инвестиций, что окупило бы проект примерно в течение девяти месяцев.
Появление в небе и городах подобного аппарата неизбежно в течение нескольких лет, востребован такой транспорт будет обязательно! Это поможет выйти из городского транспортного кризиса. Вопрос теперь в том, кто получит прибыль от производства аэромобилей и застолбит себе место на пустом пока рынке емкостью, скажем, в триллион долларов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Бей чужих, чтобы свои боялись

Анатолий Заусайлов

Киев по очереди напал на двух европейских премьеров

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также