Женщина, глядящая на ребенка
В тихих, по-домашнему уютных залах галереи «Дом Нащокина» разместилась экспозиция под названием «Зинаида Серебрякова. Иван Николаев. Детский портрет» – около полусотни работ знаменитой художницы, многие из которых выставлены впервые, дополненные компактным собранием рисунков ее внука, также не изменившего семейной традиции и ставшего известным монументалистом. Выставку можно определить как проект «на злобу дня», если вспомнить, что 2007 год объявлен в России Годом ребенка.
Яркая представительница династии Лансере – Бенуа, давшей миру немало выдающихся художников, скульпторов и зодчих, Зинаида Серебрякова занимает совершенно особое место не только «в кругу семьи», но и в пантеоне признанных классиков. Ее неизменно изящные, исполненные гармонии и внутреннего достоинства картины рассеяны по музеям и частным коллекциям, а цены на полотна Серебряковой достигают порой полутора миллионов долларов.
Большая часть выставленной в «Доме Нащокина» экспозиции представляет собой рисунки и наброски раннего – русского – периода творчества художницы. В 1924 году Серебрякова, вынужденная в одиночку содержать многочисленное семейство, уедет в Париж на заработки – а выйдет так, что навсегда. Кто знает, может быть, все эти многочисленные карандашные, акварельные, пастельные портреты детей, от которых художница оказалась оторванной на долгие годы и даже десятилетия, были своего рода предчувствием разлуки? Такие мысли неизбежно приходят в голову, когда читаешь приклеенные к стенам рядом с экспонатами выдержки из писем, которые Серебрякова писала своим детям, оставшимся в недосягаемой России. Специально к вернисажу эти поразительные свидетельства тоски, отчаяния и боли, озаренные светом неизбывной любви, были изданы отдельной книжкой.
У Зинаиды Серебряковой было четверо детей, но материнские чувства ее поистине всеобъемлющи. Глядя на эти прелестные детские личики и фигурки, очерченные порой одним нежнейшим воздушным штрихом, понимаешь, что руководило ею не хмельное упоение материнством, но спокойная, умиротворенная сосредоточенность, идущая из глубины веков мудрая созерцательность Женщины, глядящей на Ребенка – неважно, своего или чужого. Есть ведь на свете абсолютные ценности.