Добровольно- принудительная
Одним из самых громких законопроектов, который рассмотрит Госдума РФ в ходе осенней предвыборной сессии 2007 года, обещает стать предложенный парламентом Свердловской области документ о принудительном привлечении трудоспособных граждан страны, живущих на пособие по безработице, к выполнению общественных работ. И соответственно об урезании данных пособий для нежелающих мести улицы, озеленять скверы и тому подобное – сначала наполовину сроком до трех месяцев, а потом, возможно, и насовсем.
Согласно результатам опроса Исследовательского центра SuperJob.ru, положительно к этой депутатской инициативе относится примерно 42% россиян, отрицательно – 33%, нейтрально или не сформулировали свое мнение – 25%. Среди специалистов и политиков отношение куда более жесткое.
Так, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков назвал методы, предложенные авторами законопроекта, абсолютно антиконституционными и неприемлемыми с точки зрения международного права. Рассматривая их как разновидность принудительного труда, причем экономически принудительного труда, «что является иногда еще более кабальным, чем простое физическое принуждение к труду», заметил он. Затем добавил: «В течение двух лет не пересматриваются размеры пособий по безработице. И на сегодняшний день минимальное пособие по безработице составляет всего 720 рублей, а максимальное – 2880 рублей.
И если в 2005 году, когда были уст
ановлены эти уровни, они представляли какие-то реальные средства, на которые можно прожить, то сегодня об этом говорить нельзя».
Действительно, если безработным гражданам России предложат просто «отрабатывать» свои пособия, то это будет рассматриваться как вариант принудительного труда. И никак не иначе. Со всеми вытекающими отсюда для имиджа Российской Федерации последствиями.
Однако сам факт появления такого документа и в целом положительной реакции общества на него весьма симптоматичен, поскольку указывает на серьезную и до сих пор не решавшуюся нашим государством проблему. До сих пор организация массовых общественных работ под эгидой государства считалась одним из проявлений жестокого экономического кризиса, вернее – попыток его преодоления «сильной властью». Так было в сталинском СССР, гитлеровском Третьем рейхе, в США времен «нового курса» Франклина Делано Рузвельта.
А что, извините, происходит у нас – в условиях непрерывного экономического роста, увеличения размеров Стабфонда и золотовалютных резервов Центробанка, да еще уменьшения численности трудоспособного населения? Уже весь российский бизнес криком кричит о нехватке профессионально подготовленного персонала – что «белых», что «синих воротничков».
Что, у нашего государства до сих пор нет возможностей – политических, организационных, финансовых, – чтобы использовать своих безработных граждан как-то рациональнее, чем доверить им метлу и лопату? Ведь у доброй половины из них, если не более того, наверняка вполне функциональное среднее образование, а значит, вполне реальна их переподготовка пусть хотя бы по рабочим специальностям, востребованным на современном рынке!
Конечно, это куда более хлопотно и затратно, чем фактически предложенная свердловскими депутатами «экономия» на пособиях по безработице, но ведь отдача-то будет многократной! Ведь в результате из потребителей сотни тысяч, если не миллионы наших сограждан снова станут производительными единицами, начнут создавать реальные ценности, платить налоги и так далее.
И возможные социально-экономические механизмы такой трансформации – тоже не бином Ньютона. Например, пусть нынешние безработные учатся новым профессиям в «социальный кредит»...
Это только начало...