Под Покровом «Троицы»
Ни для кого не секрет, что в последнее время все большие массы кинозрителей идут в кино лишь за эффектным зрелищем. Переломить эту тенденцию непросто. Но очень важно, что фестиваль «Зеркало» в Ивановской области дает зрителям возможность увидеть кино, которое помогает человеку разобраться в собственной душе.
Имя Тарковского, словно магнит, привлекло в Ивановскую область Олега Янковского, Николая Бурляева, Лидию Федосееву-Шукшину, Веру Глаголеву, Ольгу Волкову. Президентом фестиваля стала Инна Чурикова. Не обошли вниманием «Зеркало» и зарубежные гости: красавица-полячка Беата Тышкевич и известный греческий режиссер Тео Ангелопулос, который возглавил жюри. Составу жюри могли бы позавидовать Канны и Венеция, с гордостью отмечали участники фестиваля. На фестивале присутствовала сестра Андрея Тарковского Марина, автор книги воспоминаний «Осколки зеркала», и легендарный оператор Вадим Юсов, постоянно работавший с Андреем Тарковским. Ему был вручен приз за выдающийся вклад в киноискусство.
Почему именно Иваново? Для любителей кино не секрет, что в городе Юрьевец Ивановской области Андрей Тарковский появился на свет, а сейчас здесь находится мемориальный дом-музей великого режиссера. Во дворе этого дома во время фестиваля открыли часовню со списком иконы Рублева «Троица» (вспомним фильм «Андрей Рублев»!), а участники форума посадили возле музея настоящий яблоневый сад – своего рода цитата из картины «Иваново детство». Кроме того, все, побывавшие на фестивале, уехали оттуда с убеждением, что Ивановская область – волшебный и удивительно богатый талантами край. Что уж говорить об ивановских ситцах! Рядом – знаменитые своими мастерами Палех и Холуй, а именно в Палехе родился замечательный художник Павел Корин. Не забудем об Арсении Тарковском – ведь отец режиссера был прекрасным поэтом.
Какие только определения не давали этому кинофоруму – фестиваль «интеллектуального», «авторского», «духовного» кино. Но все эти определения вряд ли могут передать своеобразие кинопрограммы – она собрала тех кинематографистов, для которых Андрей Тарковский является ориентиром в творчестве. А потому представлены были фильмы, затрагивающие вопросы становления личности, нравственного выбора, самореализации человека через отношения с другими людьми.
Может быть, именно тема душевной близости, человеческого взаимопонимания стала главной на фестивале. Ей посвящен и мексиканский фильм, получивший Гран-при, – «Драма/Мекс» (режиссер и автор сценария – Герардо Нараньо). Две истории любви, о которой однозначно не скажешь – любовь это, дружба или сострадание, очевидно одно – между одинокими душами созданы крепчайшие, неразрывные узы.
Одним из самых значительных событий фестиваля стал показ сербского фильма «Ловушка». В нем затрагивается неоднократно поднимавшаяся в русской литературе тема: может ли человек, даже во имя самых благих целей, распоряжаться чужой жизнью? Можно ли убить человека, пусть даже самого безнравственного и отталкивающего, чтобы спасти жизнь ребенку? И каково будет возмездие? Эту пронзительную и горькую историю смотришь с огромным напряжением. Срдан Голубович, снявший ее точно и жестко, получил приз за лучшую режиссуру. Интересно, что у Голубовича был выбор: представить свой фильм на конкурсную программу Московского кинофестиваля или же «Зеркала». В конечном счете, победило имя Тарковского, заветы которого помнят во всем мире.
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков получил исландский фильм «Дети» режиссера Рагнара Брагасона, а лучшим актером назван Дарси Улафсон, исполнивший в нем одну из главных ролей. Это картина о взаимоотношениях поколений, о хрупком доверии, которое возникает между детьми и родителями и которое так легко сломать. Может быть, в этом и состоит высшая миссия искусства – говорить людям, что надо любить, прощать, понимать друг друга, дорожить каждой минутой общения. О великой ценности человеческой жизни рассказывает и хорватский фильм «Перевозка арбузов» режиссера Бранко Шмидта. Китаянка Сун Мей, сыгравшая в нем, получила приз как лучшая актриса. Любовь двух людей, которые даже не понимают языка друг друга, – таков сюжет этого фильма, но смысл его гораздо глубже: он в том, что непобедима истинная человечность, которая возникает и прорастает, как цветок сквозь асфальт, даже в самых тяжелых условиях, даже перед страхом смерти.
Приз зрительских симпатий достался отечественному фильму «Путина» Валерия Огородникова. Сердца публики пленила история любви и ревности на фоне величественного русского Севера. А приз президента фестиваля получил необычайно трогательный фильм «Ванечка» Елены Николаевой – о судьбе маленького мальчика, ставшего заложником в играх взрослых людей.
Немаловажной частью фестиваля стали ретроспективы фильмов самого Тарковского, его последователей и единомышленников. В программе «Тарковский с нами» были представлены документальные картины о великом режиссере, его жизни и творчестве. В рамках «Зеркала» прошла научно-теоретическая конференция «Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре». Интерес, который вызвали эти мероприятия, таков, что вопросы о том, не устарели ли фильмы Тарковского, становятся излишними. Да-да, в наше время приходится слышать и мнения о том, что творчество Тарковского оказало дурное влияние на кинематограф, пустив его по ложному пути. Но фестивали, подобные «Зеркалу», ставят все на свои места и обращают наши взоры к классике, которая в эпоху дурновкусия становится для нас глотком чистой воды.