Свинцовый автограф владыки
В этом году отмечается 100-летие российской археологии. Какой юбилей без подарков? Недавняя сенсация взбудоражила ученых России и Беларуси. В Пскове при раскопках нашли печать святого Дионисия Полоцкого
Большинство икон с ликом святого хранится в церквях Беларуси. Фото: brestgornitsa.ru
ПРИВЕТ ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧУ ЛЕТ
Обычные псковитяне в повседневной своей спешке даже не догадывались, по какому бесценному сокровищу они ходят каждый день. Местные старатели подземных кладовых историй обнаружили уникальнейший артефакт - вислую печать полоцкого епископа Дионисия, жившего в XII веке. Почти тысячу лет назад. Находки такой древности в наши дни - огромная редкость.
Лукавая усмешка истории - печать средневекового церковного иерарха, причисленного к лику святых, ученые обнаружили на улице яростного атеиста Леона Поземского, участника Первой мировой и Гражданской войн и первого официального вожака псковских комсомольцев. Улица идет под масштабную реконструкцию. И как обычно в таких случаях, археологов пустили первыми, чтобы они еще раз просеяли землю, пока строители не закатали все в асфальт.
Археологи сродни саперам. Осторожность прежде всего, чтобы, не дай бог, не повредить драгоценный артефакт, который прячется в земле. Хотя без лопаты и тут никуда. Как бритвой, отточенным лезвием аккуратненько снимается тонкий слой почвы и затем перебирается пальцами. Оп - что-то есть. Так в руки археологов и попалась печать Дионисия. Пролежала в земле почти десять веков. Как именно в псковские земли попала реликвия, принадлежавшая полоцкому епископу, историкам еще предстоит выяснить.
- Что еще любопытно, она была вырвана из своего исторического контекста и обнаружилась в более позднем культурном слое. Видимо, еще в Средневековье на этом месте делался какой-то перекоп, возможно, дом строили, и печать оказалась выше отложений родного для нее XII века, - рассказал корреспонденту «СВ» начальник отдела полевых исследований Археологического центра Псковской области Александр Михайлов. - Уникальность находки в том, что именно эта печать Дионисия, которую мы обнаружили, несколько крупнее, чем другие образцы того времени. Как правило, их диаметр достигал 20 миллиметров. Размер печати Дионисия - 27 - 28 мм. Причем до этого археологи находили всего две его печати. Обе в новгородском Городище. Ни одна из них на нашу не похожа, хотя текстуально и иконографически они очень близки.
БАБУШКА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
Печать пролежала в земле почти тысячу лет, а выглядит, будто ее только вчера случайно обронили. Фото: Археологический центр Псковской области.
- Как удалось установить историческое авторство находки?
- На самом деле очень просто. Несмотря на свой очень почтенный возраст, она сохранилась практически в идеальном состоянии. Как будто ее только вчера кто-то случайно уронил, а мы нашли. С одной стороны - изображена Богородица Знамение. Точно такой же оттиск есть на двух других печатях Дионисия, которые я видел. На другой стороне - надпись в пять строк. Сделаны они кириллицей. Но первое слово греческое - сфрагис. То есть печать. «Печать Дионисия, Епископа Полоцкого» - гласит вся надпись. Так что голову ломать сильно не пришлось.
- Печать еще называется вислая. Для чего она предназначалась, Дионисий носил ее на цепочке на шее и при необходимости, дыхнув на нее, прикладывал к каким-то важным бумагам?
- Не совсем так. Это - такой аналог автографа. Что-то вроде электронной цифровой подписи в современных реалиях. На шее епископ ее не носил. Она из свинца, тяжеленькая такая. Обычно такую печать привешивали на шнурке к грамоте из пергамена, чем подтверждали ее легитимность. Это мог быть как церковный, так и светский документ. Брали свинцовую заготовку с уже проделанным отверстием для шнурка. Затем специальным инструментом, похожим на клещи, он назывался буллатерий, от латинского булла - печать, заготовку сжимали. И на ней отпечатывался рисунок с одной стороны и надпись - с другой.
- Чем еще интересна находка?
- Для нас, псковичей, очень многим. В истории, как в детективе - для подтверждения версий, необходимы вещественные доказательства. Теоретически и до этого было понятно, что между средневековыми Псковом и Полоцком связи существовали. Найденная печать это не только подтверждает, но и говорит о том, что эти контакты были достаточно плотными, если в них присутствовали документы за подписью самого Полоцкого владыки. Место находки позволяет нам лучше понять историю Пскова. А именно, что уже в XII веке на правом берегу реки Псковы были не какие-то выселки, огородье, как мы говорим, а уже территория собственно города. Здесь находились усадьбы богатых и влиятельных горожан - обычному простолюдину епископ вряд ли бы отправил документ с личной печатью.
- Белорусские коллеги с вами связывались по поводу находки?
- Собираемся обсудить с ними эту тему на международной конференции «Археология древностей Подвинья». Она скоро пройдет, как раз в Полоцке. Надеюсь, что белорусские археологи и историки, со своей стороны, подскажут какие-то свежие аналогии, чтобы прояснить загадку печати. А главное - о жизни и судьбе епископа. Ведь о Дионисии Полоцком до сих пор известно крайне мало.
Фото: Археологический центр Псковской области.
НЕВЕДОМОЕ
ЖИТИЕ ИЗ БЕЛЫХ ПЯТЕН
Письменные документы о делах епископа из города на Западной Двине сгорели в огне пожарищ и войн.
Что правда - то правда. Дионисий Полоцкий - один из самых загадочных наших святых. Об иных написаны жития, в которых хронологически дотошно изложен каждый их шаг. Где, когда, какое чудо или благой поступок они совершили.
О Дионисии - тишина. Вся его биография сплошь покрыта белыми пятнами. Точно не известно даже, какого роду племени он был. Предполагается, что в Полоцк он прибыл из Византии. Вполне логичная версия, учитывая, что предшественник Дионисия по полоцкой кафедре епископ Косьма и преемник его, епископ Николай, также были греками. Но существует и другая версия. Якобы прежде он был монахом Киево-Печерского монастыря. И уже оттуда был командирован в Полоцк. Но это предположение косвенно опровергает найденная в Пскове печать. Ведь надпись на ней, как мы помним, начинается с греческого слова - сфрагис. Вряд ли бы славянин стал так мудрить.
Дионисий был четвертым по счету епископом Полоцка. И возглавлял тамошнюю кафедру между 1156 и 1167 годами. То есть где-то лет десять. Что для тех времен буйной средневековой демократии совсем немало. Знать, весьма искушенный и тонкий он был человек, раз сумел наладить отношения и с властной верхушкой, и с местной знатью, как правило, зело своенравной, и с простым людом.
Именно по благословению Дионисия преподобная игуменья Евфросиния Полоцкая, одна из самых почитаемых святых в Беларуси, отправилась в паломничество на Святую Землю. Кстати, он же постриг в монахини двух племянниц Евфросинии - Ольгу и Кирианну. О чем сохранилось даже летописное предание, записанное монахом-чернецом: «Блаженная же Еуфросиния, пославши, призва епископа, тогда стол правяща святое Софеи нарицаемаго Дионисия, и введши ю в церковь, и повеле острищи ю, и нарече имя Кироанне - Агафия, а Ольге - Еуфимия».
Позже, после смерти Евфросинии по благословению Дионисия началось общенародное почитание святой, были составлены ее житие и служба.
Дата смерти (как, впрочем, и дата рождения) самого Дионисия тоже загадка. В Ипатьевской летописи сказано, что «принял Господь душу святого угодника в лето 1182». Однако в других хрониках называются 1183 или 1184 годы. Покрыто тайной и место его захоронения. По одной версии - владыка погребен в Спасском монастыре в Полоцке. По другой - его останки перенесли в пещеры Лавры в Киеве. Где истина? Одному богу ведомо.
- Дата канонизации Дионисия также неизвестна, - говорит кандидат исторических наук Николай Земсков. - Письменные источники на эту тему или до сих пор не обнаружены учеными, или, что весьма вероятно, пропали бесследно в огне войн и пожаров. Ясно одно - просто так к лику святых не причисляют. К тому в народной молве сохранились предания, что Дионисий вел жизнь благую, свершил многие чудеса и помогал всем страждущим. Не случайно память владыки до сих пор почитается в народе.