[41] Что, собственно, изменилось?
«Забьем стрелки»
Начнем с того, что нарисуем прямоугольник и поделим его на четыре одинаковых кубика:
Если каждую часть считать по 20 лет, то всего получится 80 лет – примерная продолжительность человеческой жизни. Можно взять не 80, а 60 - так сказать, ближе к реалиям сегодняшнего дня, но для дальнейших рассуждений это большого значения не имеет.
Итак, первый кубик – до 20 лет, можно условно назвать его «Детство, отрочество, юность». Ребенок (юноша) сам, как правило, не обеспечивает себя и существует на средства родителей. Это я изображу так:
Стрелка – это финансовый поток, идущий со стороны родителей, представленных верхним кубиком. (Слово «финансовый», конечно, не надо воспринимать слишком буквально.)
Теперь следующий кубик: 20-40 лет. Это период максимальной трудовой активности, и в это же время в семье появляются дети, которые, как сказано выше, требуют материального обеспечения. Мы уже знаем, как это рисуется:
Теперь, чтоб двигаться дальше в наших рассуждениях, все три поколения представим единообразно, с одинаковой продолжительностью жизни:
Можно сказать, что на этой картинке представлены три поколения одной семьи. Что происходит в вашем третьем кубике, когда вам от 40 до 60-ти? В это время вы еще достаточно трудоспособны, дети обретают экономическую самостоятельность, но у ваших родителей (верхний брусок) как раз наступает старость, когда они нуждаются в материальной поддержке (в той или иной степени), и на рисунке появляется еще одна стрелка, идущая уже вверх:
На такую же поддержку вправе рассчитывать и вы сами, когда наступит ваша старость, – еще одна стрелка и т.д. Все бруски-поколения скрепляются так:
Можно для убедительности соединить стрелки попарно в скобки, в «скрепы поколений»:
При желании можно представить эти скобки и как пути движения денег: вы вкладываете в детей, и со временем ваши «инвестиции» возвращаются назад. И так повторяется, пока жив ваш род. Точнее, ваш род живет, пока следует основополагающему принципу: «Сильный – поддержи слабого».
Над этой схемой приятно рассуждать, она многое проясняет. Например, почему предпочтительно рождение мальчиков? Смотри схему: дети требуют вложений независимо от пола, но девочки, в патриархальной семье, уходят и «инвестиции» не возвращаются. Так что более точно говорить о мужской сущности этой схемы: «Авраам роди Исаака...» И еще, семья должна быть многодетной (желательно мальчики), это обеспечивает вам трудные, но максимальные инвестиции именно в период вашей максимальной трудоспособности – и вы можете рассчитывать на хорошую отдачу в старости.
Вот такая получается картина: выдерни стрелочку-гвоздь – и родовая башня рухнет, отсюда: «Чти отца своего и матерь свою...»
Теперь давайте с этих позиций обсудим то, что всем нам хорошо знакомо, - наше недавнее советское прошлое. В чем же состояла «социализация» схемы? На первый взгляд ответ очевиден: общество (государство) во многом «социализирует» стрелки - большую часть затрат берет на себя. Для стариков это пенсионное обеспечение, бесплатная медицина и очень дешевое жилье. Можно сказать, что общество берет на себя заботу о стариках, и никакой «стрелки вверх» уже ставить не надо. Для детей - система практически бесплатных детских садов, бесплатная школа и бесплатное дальнейшее обучение. Собственно говоря, советская власть только что не одевала ребенка, во всем остальном она принимала активнейшее (вплоть до 100%) участие. То есть и «стрелка вниз» вроде бы не очень-то и нужна.
Откуда берутся деньги?
Наше рассуждение верно, если не задаваться вопросом: а что такое общество, или, точнее, откуда на все это у общества берутся деньги? Если же такой вопрос задать, то мы быстренько вернемся к прежней схеме. Только теперь надо видеть в каждом бруске не конкретного человека (семейную пару), а всю часть общества примерно одного поколения, а стрелки как вверх, так и вниз – специальные сборы, которые потом идут в «общий котел» и перераспределяются:
«старикам» и «детям» (слабым) более или менее равномерно и по справедливости. Такое социальное устройство уместно назвать патерналистским. Все продолжает работать по старой схеме, только теперь между брусками поколений появляется социальная прокладка, через которую проходят стрелки финансовых потоков.
Теперь скрепляются не «дети-родители-дедушки-бабушки», а скрепляются поколения, скрепляется общество, скрепляется страна.
Можно, конечно, нашу схему уточнить, детализируя движение денег в государстве, но сути дела это не меняет.
При этом никто не отменяет и индивидуальных стрелок. Хотите учить ребенка английскому языку за свои деньги – да пожалуйста!
Однако такая сущность социальных механизмов мало кем осознавалась, и общество начало понемногу «отъезжать» от наивных стандартов патриархальности. Мысль о том, что на старости лет вас будут кормить ваши дети, сменяется идеей, что в стране детей много, так что на вас и чужих как-нибудь хватит. А вернее, зачем задумываться о том, откуда берется пенсия, - ясно, что ее просто платит государство. То же и про образование - само собой, все государственное. Зачем вкладывать, если можно получать дивиденды на халяву? Можно сказать, что при советской власти экономическая структура здорового общества сохранялась, а вот его идеальная структура начала крепко подгнивать.
Тут есть одна маленькая, но очень характерная деталь. До 70-х годов существовал налог на бездетность! Его платили только мужчины, 2-3 процента, точно не помню. Но был этот налог отменен, так что не только простые советские люди, но и начальство старалось мыслить «прогрессивно».
Что потопаешь – то и полопаешь!
Теперь можно закончить подготовительные исторические изыскания и окунуться в сегодняшний день. Все мы знаем, что живем в эпоху реформ. Недавно грандиозные аплодисменты сорвала реформа льгот, другие же реформы проходят при практически пустом зале, а зря!
Я тут взялся говорить о реформе пенсионной – в ней все удивительно прозрачно. Возможно, меня спросят: «Позвольте, какая реформа, что, собственно, изменилось? Как и раньше, берут зарплату за последние два года или за любые пять лет и начисляют пенсию. Вот и все!» Увы, дорогой читатель, далеко не все. Не платит нам наше дорогое государство больше пенсий, каждый сам себе ее платит. Точнее сказать, сохранена особая категория «хороших» людей (догадайтесь, кто это такие), которые сохранили право на «государственное пенсионное обеспечение», всем же остальным теперь приходится иметь дело с системой «обязательного пенсионного страхования». Работает эта система на тех же принципах, что и милая каждому автовладелецу система ОСАГО. Есть организация под названием «Пенсионный фонд», ты сам (или твой работодатель) платишь туда страховые взносы, все эти взносы учитываются на твоем индивидуальном лицевом счете – вот и вся твоя пенсия. Что потопаешь – то и полопаешь! Так что никаких, извините, стрелочек-скобочек, идущих снизу вверх, более не предполагается, и картинка наша выглядит теперь вот так:
Теперь, уважаемый читатель, посмотри внимательно и скажи – крепка ли эта конструкция? Может быть, у тебя нет специального образования, тебе ни разу не приходилось на даче сколачивать пару досок и ты думаешь, что ничего, как-нибудь постоит? Тогда давай подумаем дальше. А зачем, собственно, эти стрелочки, торчащие вниз (с которых мы начинали)? Ведь это, скорее всего, чистый расход. Детей сегодняшних учат не тому, как родителей уважать, а какие у них (у детей) права. И ничего с них потом не получишь. Так что лучше этой своей стрелочкой распорядиться по-умному, т.е. направить ее на пополнение чего? – правильно, своего индивидуального счета в Пенсионном фонде! Больше пенсия и никаких детей!
Вот суть нынешней «пенсионной реформы». С чем вас всех и поздравляю!