САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Евгений БЕЛЯКОВ

Пилюли от жадности

На полках аптек - десятки тысяч наименований от любой хвори. Тем не менее нередко звучат сигналы, что не хватает самых необходимых медикаментов. Почему так происходит? Зачем мы переплачиваем за таблетки с Запада, если наши качественные аналоги значительно дешевле? И что мешает повысить долю белорусских лекарств на российском рынке?

В аптеках сейчас глаза разбегаются. Иногда название отличается всего одной буквой, а цена скачет десятикратно. ФОТО: Марина АНАНОВА

БЫСТРЕЕ ИНФЛЯЦИИ

Недавно Росздравнадзор рассказал об опережающем росте цен на лекарства. Стоимость препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, за восемь месяцев 2019 года подпрыгнула на 3,8 процента. Другие микстурки подорожали еще сильнее. Это примерно вдвое выше, чем официальная инфляция за тот же срок.

На этом фоне потребители начинают экономить на лекарствах. Но вместо более разумного решения - выбора более дешевых аналогов - предпочитают просто отказаться от лечения. Это уже беспокоит федеральные власти.

- Есть целый ряд вопросов, связанных с оборотом лекарств. Под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой нам удалось вместе с Минздравом подготовить закон о взаимозаменяемости, - поясняет Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы, на брифинге по итогам доклада о конкуренции. - Это означает, что будут конкурентные процедуры на торгах. И главное, у потребителя в аптеке будет выбор. Сегодня люди часто не понимают (и юридически это никак не оформлено), что одно и то же действующее вещество с одним способом введения - это одно и то же лекарство. Только названием отличается. А разница в ценах иногда в сотни раз! Из-за рекламы люди иногда вынуждены отказываться от лечения, не понимая, что рядом лежит российский препарат, который стоит семнадцать рублей.

КСТАТИ, ОБ АПТЕЧКАХ

Справедливое ценообразование на лекарства - одна из важнейших задач и в Беларуси. Там президент Александр Лукашенко поднял эту тему на недавней встрече с министром здравоохранения Владимиром Караником. Решение он видит в том числе в импортозамещении - производстве лекарственных средств на территории республики. По его словам, страна ежегодно тратит на закупку лекарств за рубежом полмиллиарда долларов.

- Это касается лекарственных средств, препаратов, субстанций и так далее. В этом отношении нам надо предпринять серьезные усилия. Тянуть нельзя, - заявил Президент Беларуси. - Недопустимо много средств тратим на закупку. Тем более если можем производить свои лекарства. Сейчас надо обратить серьезное внимание на субстанции и, как говорят в промышленности, комплектующие этих лекарств. Глубже заниматься разработкой и производством лекарств.

Ранее, напомнил Александр Лукашенко, уже ставилась задача наладить в стране производство половины объема закупаемых препаратов. И поручение выполнили.

Как известно, фармацевтическая отрасль - одна из самых инновационных в мировой экономике. Половина лидеров, которые проводят дорогие научные исследования и затем внедряют их в производство, связаны с рынком лекарственных препаратов. Здесь комплекс наук - и химия, и биология, и медицина. Есть и свои особенности, этические и юридические барьеры. Например, сразу проверить научные результаты на людях в большинстве цивилизованных стран никто не даст. Поэтому компании зачастую обладают повышенным запасом прочности, чтобы преодолеть такие издержки и играть вдолгую.

Другими словами, самостоятельное производство медпрепаратов - это хороший знак здоровой экономики и передовой науки в государстве. По последним данным Росздравнадзора (см. графику), можно сделать оптимистичные выводы - доля новых отечественных препаратов растет. Хотя есть нюансы. Например, значительную часть сырья для фармацевтической отрасли российские компании приобретают за рубежом. Не все то отечественное, что зовут таковым.

Пилюли от жадности
Производство отечественных препаратов с каждым годом растет. ФОТО: Антон НОВОДЕРЕЖКИН/ТАСС

«ОСТРОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМПОРТА НЕ ИСПЫТЫВАЕМ»

О том, как РФ наращивает производство собственной продукции, мы поговорили с генеральным директором Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктором Дмитриевым.

ХИМИЯ СТАЛА ВЧЕРАШНИМ ДНЕМ

- Виктор Александрович, подскажите, есть ли все-таки у нас зависимость от иностранных лекарств? И какие препараты можно считать полностью российскими?

- Надо сказать, что мы намеренно отказываемся от термина «российские». Больше говорим о локальных продуктах. Достаточно много транснациональных корпораций локализовало такие площадки на территории РФ. Соответственно, все их товары имеют преференции, связанные с госзакупками. Поэтому считаем себя довольно независимыми в этой области. С другой стороны, в мире есть препараты, которые находятся под патентной защитой. Не можем воспроизводить их. Хотя технологически к этому готовы. В этой части мы не столько зависимы, сколько следуем в рамках международного патентного права и его соблюдаем. Острой зависимости не испытываем. Но патентное право подстегивает наших производителей к созданию новых собственных препаратов.

- А что это за препараты, которые Россия не может производить из-за патентов? Насколько ключевые лекарства?

- Как правило, это абсолютно новые молекулы, так называемые жизнеспасающие препараты. Из сферы онкологии, неврологии, гематологии. В основном биотехнологические, хотя есть среди них и вещества химического синтеза. Это общемировой тренд. Наблюдаем, что движение глобальной фармы идет в сферу биотехнологий. А новых химических молекул становится все меньше и меньше. Такой тренд сейчас поддерживается. Считаем, что у нас здесь хороший потенциал. Потому что конкуренция не такая жесткая, как в сфере химического синтеза. И помимо прочего есть
собственная история развития генетики.

- Поясните, пожалуйста, для непрофессионалов в фармацевтике - в чем разница между новыми биотехнологическими препаратами и прежними химическими?

- Если говорим о химическом синтезе - это лекарства, которые существовали в течение длительного времени. Они производятся через химические реакции. Например, ацетилсалициловая кислота, известная как аспирин, и все наши обезболивающие. Хотя антибиотики - это уже приближение к биотехнологиям. Последние - клеточные, генетические технологии, это работа не с химическим веществом как таковым, а с живыми системами: клетка, бактерия, ген.

ВЗЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ

- Насколько бережно корпорации оберегают свои изобретения, или разрабатывать аналоги все же легально?

- Патент на любую молекулу действует семнадцать лет. В течение этого времени ни одна компания не может ее воспроизводить. В этом есть определенная логика. Потому что вывод новой молекулы на рынок стоит порядка трех миллиардов долларов. И срок отбивания затрат - от семи до двенадцати лет. Это достаточно длительное и дорогое удовольствие. Чтобы обеспечить окупаемость, патентное право на это время делает изобретателя монополистом на рынке. Так корпорации возвращают деньги, которые были вложены в разработку. И зарабатывают средства на новые исследовательские работы. Так строится общемировая практика.

- Насколько помню, Индия, например, не всегда следовала здесь букве закона?

- Повторюсь: как правило, когда выходит новая молекула на рынок - технологически воспроизвести ее значительно легче, чем строить новое вещество. Поэтому раньше это была государственная политика Индии, когда в течение длительного времени взламывали патенты. И воспроизводили препараты. Но сегодня мировое сообщество обратило на это внимание. И поменяло свое законодательство в части разработки и вывода на рынок новых препаратов.

ДРУЗЬЯ-КОНКУРЕНТЫ

- Белорусские производители занимают на российском рынке лекарств примерно два процента. Это много или мало?

- Абсолютно нормальная цифра. Объем рынка зависит от многих моментов. Во-первых, белорусские продукты - это в основном дженерики. Такие же продукты выпускают российские производители. Здесь достаточно жесткая конкуренция. При этом смотрим общую цифру. Но если взять по конкретным препаратам, есть белорусские, которые занимают практически девяносто процентов российского рынка. Это происходит, когда аналог в РФ ушел с рынка по тем или иным причинам. Если говорить о деньгах, то локальные российские препараты занимают примерно пятую часть. И если сравнить два белорусских процента и двадцать наших, цифры получатся сопоставимые.

- Понятное дело, соперничества друг с другом не избежать. Да и здоровая конкуренция для конечного потребителя скорее плюс. Но все-таки наверняка есть направления, в которых Беларусь и Россия могут взаимовыгодно совместно работать?

- Такое сотрудничество есть, оно развивается. Первое направление - образование. У нас одинаковый уровень преподавания. Идет обмен. Вот в Витебске недавно был ректор петербургской Химфармакадемии. Второе направление - наука и разработка, где еще с советских времен сохранилось активное взаимодействие. При государственной поддержке это происходит.

- До конкретного совместного производства доходит?

- Что касается производства, здесь не так активно идет процесс. Наверное, это связано с тем, что мы выпускаем приблизительно похожие препараты. И пока больше конкуренты, чем партнеры. Хотя сейчас уже действует совместное производство инсулина под Витебском. Шаги в этом направлении есть, дорогу осилит идущий.

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ БАРЬЕР

Активно идет фармацевтическое сотрудничество между Россией и Беларусью. К примеру, белорусская компания «Лекфарм» экспортирует препараты в двенадцать стран.Но больше половины приходится на РФ.

- В целом доля препаратов белорусских заводов на российском рынке составляет около двух процентов. Это если мы считаем в упаковках и базовых единицах - флаконах, таблетках, ампулах. А если в деньгах, то полпроцента от всего российского рынка, - говорит Михаил Остапчик, начальник отдела внешнеэкономической деятельности «Лекфарма». - Из этих цифр можно сделать вывод, что продукция белорусских производителей значительно дешевле и пользуется спросом. Если проследим динамику с 2016 года, рост идет в среднем на пять - десять процентов в год.

По мнению эксперта, как правило, потребителя интересуют основные аспекты лекарственного средства: быстрота действия препарата, отсутствие побочных эффектов и приемлемая стоимость. В этом отношении у белорусских производителей хорошие позиции. Но есть и некоторые межгосударственные барьеры.

- С 2011 года Минздрав России требует для новых препаратов биоэквивалентных и клинических исследований на территории РФ. Мы же все изыскания проводим в Беларуси. И у нас только в планах их проведение на территории соседей по Союзному государству, - поясняет Михаил Остапчик. - Для сравнения, белорусский Минздрав принимает те исследования, которые проведены в России. С условием, что коллеги соблюдают все положенные требования. В Союзном государстве существуют планы по введению централизованной регистрации по правилам ЕАЭС. Основные процедуры прописаны. Осталось доработать детали. В ближайшие годы это позволит сократить время на регистрацию и выход препаратов из республики на российский рынок. Пациенты смогут получить гораздо больше препаратов белорусского производства.

ПОЧЕМУ В АПТЕКАХ ИНОГДА НЕТ ТОГО, ЧТО НУЖНО?

Проблема, которая регулярно всплывает в новостях, - это нехватка тех или иных препаратов на местах в России, порой жизненно необходимых. По мнению экспертов, такие ситуации возникают из-за несовершенства законодательства. А точнее - государство слишком полагается на рыночные механизмы в такой чувствительной сфере, как медицина.

- Сложилась ситуация, когда периодически не хватает очень важных препаратов. Чтобы решить этот вопрос, нужно менять подходы в отрасли. Проблема в том, что у государства нет задачи обеспечивать, а есть задача заниматься товарооборотом. То есть регулировать. Считаем, что эту концепцию надо принципиально изменить, - считает Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов. - Пациенты должны знать, что они получат нужные им медикаменты. А жизненно необходимые препараты - бесплатно и даже амбулаторно, а не только в стационарах или по льготам. Потому что не у всех есть деньги на покупку этих лекарств. В России происходит две вещи одновременно. Первая - у нас есть госпитальный сектор со льготами, где закупку делает государство. И стремится купить наиболее дешевый препарат. А вторая - это аптека, где провизор пытается вам продать наиболее дорогое средство. В этой ситуации только врач должен решать, что на самом деле пациенту нужно.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  2. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  3. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  4. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  5. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  6. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  7. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  8. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  9. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  10. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  11. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  12. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  13. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  14. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах
  15. В Кремле объяснили, в чем проблема работы YouTube в России

Парламентское Собрание

Союзные парламентарии обсудят вопросы молодежной политики Союзного государства

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму состоится в Минске

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также