Привокзальный офшор
Москва – самый либеральный город. В Москве торгуют всем, чем только можно торговать. Продают все, что только можно продать. Здесь извлекают прибыль из всего, из чего только можно извлечь прибыль. С каждого квадратного метра асфальтированной площади, с каждой неотложной потребности и даже с несчастья – болезни, смерти. Под видом оказания «качественных» рыночных услуг, разумеется...
Вот, например, автостояночный бизнес. Все подъезды к московским аэропортам блокируют частные платные автостоянки. Свободного доступа к подъездам «вылет-прилет» нет. Хозяева стоянок дают бесплатных 15 минут провожающим и встречающим на выгрузку или погрузку багажа улетающих и прилетающих, обычно родственников. Не успел – плати за целый час автостояночных услуг. Такса – 50, 100 рублей за час, и это не предел. Услуг, правда, никаких тут нет, а плата извлекается автоматически. Похоже на рэкет: мы вас будем обслуживать за ваши деньги на наших условиях. А поскольку деваться некуда – других подъездов нет, – то пассажиры и провожающие-встречающие вынуждены золотить ручку шустрым дельцам, присвоившим себе право на асфальтированную площадь перед зданием аэропорта и блокирование подъездов к нему. Прямо-таки разбойничья засада на дороге к самолету, который, как известно, ждать не будет.
Эта практика существует уже лет 10. И все это время московская власть, городская и областная, пытаются повлиять на ситуацию, реагируя междоусобицей на поток жалоб от граждан на недопустимость рэкета. Но в принципе ничего не меняется. Вместо того, чтобы ограничить территорию платной блок-стоянки и обеспечить свободный подъезд к зданию аэропорта, власти «ведут переговоры по снижению цены и продлению бесплатного времени». Вот и в этом году в очередной раз «ведутся переговоры». Правда, на этот раз привлекли антимонопольный комитет, чтобы хоть как-то найти управу «на участника переговоров». Формально этим участником является владелец аэропорта и земли. Участник не желает лишаться части гарантированной дармовщины от организованного прямого вымогательства, которое стало нормой. Два авторитетных, даже могучих правительства бессильны решить проблему. В нашем правовом государстве право на стороне хозяев, а не пассажиров.
Между тем в советское время стоянки у аэропортов были бесплатными и подъезды к ним свободными. Тогда это соответствовало демократическим нормам больше, чем в наше «время победившей демократии». В Европе подъезд к аэропортам свободный и стоянка у подъездов ограничена обычно 30-40 минутами. За этим бесплатно следит полиция или охрана аэропорта: подъехал, погрузил-выгрузил - и освободи место другим. Платные и бесплатные стоянки организованы поодаль, не мешая подъезду легковых автомобилей, такси и автобусов. Там граждане уважают себя и права сограждан. Там есть народная, то есть демократическая, власть.
Особая зона вокзальных начальников
У железнодорожных вокзалов на автостоянках просто вакханалия. Сколько мэр Юрий Лужков ни объявлял, что у вокзалов стоянки бесплатные, толку от этого нет. Самодеятельные «работники фирмы» уверенно и активно обирают водителей, встречающих и провожающих своих пассажиров. Они даже форменные жилетки носят и квитанции выдают. На замечание, что стоянка бесплатная, они отвечают стандартно: «Машину могут поцарапать, колесо проткнуть, стекло разбить». Ну как тут не заплатить! Милиция на заявления граждан не реагирует – надоело! И это не ее дело. Она за общественный порядок отвечает, а за привокзальную площадь – железнодорожники, это их бизнес. Вот когда поцарапают-проткнут и найдутся свидетели, тогда и обращайтесь со своей мелочью. Удобная позиция. А может, прибыльная, по Гиляровскому: каждый городовой следил, чтобы не обидели на его участке доходного воришку? Поэтому не бывает здесь ни рейдов доблестного ОМОНА, ни милицейского надзора, ни демократического (все-таки властного!) порядка. Граждане оказываются незащищенными от мелкой, но хорошо организованной привокзальной преступности в форме мелкого мошенничества. За 100 рублей срок не дадут.
Театр и яблоки
Вокзальная практика побора с водителей на бесплатных стоянках распространяется по всему городу. У театров и концертных залов, у стадионов и… Такса поменьше, но фабула спектакля одна: «Поцарапают, проткнут, разобьют». Граждане отдают полсотни рублей ловкачу, чтобы спокойно смотреть «Корсара». И тут милиции также нет дела до таких мелочей. Она охраняет общественный порядок. У нее патрульно-постовая служба вооружена автоматами не для шуток.
Зато как принципиально подходит постовой милиционер у станций метро, в переходах к старушкам, пытающимся продать овощи с грядки или связанные ими же носки! Гроза в глазах и гром в голосе, несгибаемый характер, демократическая лексика… Нарушение общественного порядка не пройдет! А рядом на лотках беспрепятственно торгуют заморскими фруктами гости-купцы с южных окраин России. Каждодневная распространенная картина. Не странно ли?
Впрочем, что тут странного? В Подмосковье нынче небывалый урожай яблок, изобилие перца, моркови, свеклы. Зайдите на любой рынок и попробуйте отыскать хоть один прилавок с этим товаром. Не найдете. Все те же гости-купцы из Средней Азии, Кавказа, Молдавии, Украины со своим товаром. А ведь и полугода не прошло после радикальных мероприятий и решений московского правительства по наведению порядка в городской рыночной торговле. Впустую все было. Зато в подмосковных лесах около деревень и дач вы найдете горы гниющих яблок – урожай девать было некуда, а хранить нежные фрукты негде.
Хотите спросить, что общего между автостоянками и яблоками? Общим здесь и в других похожих случаях является непобедимая и легендарная московская плутократия.