САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Нежные объятия «Медведя»

Нас все еще боятся, значит – уважают. Доказательство – недавнее заявление Владимира Путина о возобновлении регулярных полетов нашей дальней авиации в стратегически важные районы планеты. В мире эти слова российского президента вызвали немалый переполох. На авиабазах в Англии, Дании и Норвегии даже увеличили количество дежурных истребителей, предназначенных для перехвата и сопровождения русских бомбардировщиков.

Нас все еще боятся, значит – уважают. Доказательство – недавнее заявление Владимира Путина о возобновлении регулярных полетов нашей дальней авиации в стратегически важные районы планеты. В мире эти слова российского президента вызвали немалый переполох. На авиабазах в Англии, Дании и Норвегии даже увеличили количество дежурных истребителей, предназначенных для перехвата и сопровождения русских бомбардировщиков. Столь нервную реакцию легко понять – за последние годы там просто отвыкли видеть на своих радарах непрошеных, но грозных гостей. В советские времена рейды «за уголок» были для наших дальников повседневной рутиной. Полеты прервались в 1992 году – военным элементарно перестало хватать керосина и финансирования. Да и в Кремле тогда сидели люди, которым на престиж и интересы страны было, по большому счету, наплевать.
И вот – наши «стратеги» вновь возвращаются на давно проторенные маршруты. Основную часть напряженной воздушной работы, как и в былые времена, взвалит на себя легендарный трудяга-бомбовоз Ту-95, получивший на Западе прозвище Bear – Медведь.

Как все начиналось

Силуэт этой турбовинтовой машины с четырьмя парами воздушных винтов на стреловидных крыльях запечатлен на тысячах фотографий. Последний в мире серийный винтовой бомбардировщик почти 50 лет строился во множестве различных модификаций, установив абсолютный рекорд по продолжительности серийного производства.
Разработка же Ту-95 началась в конце 40-х годов, когда политическая обстановка вокруг Советского Союза складывалась, мягко говоря, неблагоприятно. «Холодная война» набирала обороты. Америка угрожала нам атомными ударами с воздуха. Естественно, что в этих пиковых условиях правительство СССР жестко потребовало от авиационных конструкторов самым срочным образом решить проблему достижения нашими бомбардировщиками территории Северной Америки для возможного ответного удара.
Сталин неоднократно встречался с Андреем Туполевым и обсуждал с ним вопросы создания такого самолета. Вождь даже предложил конструктору установить на уже существующие машины дополнительные двигатели и таким образом решить задачу. Однако Андрей Николаевич не поддержал инициативу главного лица государства. Он объяснил своему кремлевскому собеседнику, что отечественные двигатели потребуют на такой полет, протяженностью порядка 15 тысяч километров, огромного количества топлива. Разместить его в существующих самолетах просто негде.
Сталин остался недоволен беседой, и Туполев прекрасно понимал, чем это может для него обернуться. Волей-неволей, но ему пришлось икать выход из сложившейся ситуации.
К тому времени в ОКБ №276 в Самаре на базе трофейного немецкого турбовинтового двигателя был разработан отечественный экспериментальный вариант авиационной силовой установки. Туполев сам полетел в Самару на переговоры с представителями ОКБ. Получив от них необходимые заверения и гарантии, он предложил уникальное решение: сделать спарку из двух самарских двигателей и оснастить ею планер со стреловидным крылом. На очередной встрече со Сталиным Андрей Николаевич изложил ему свой замысел. Вождь дал «добро» и пообещал в связи с важностью вопроса всемерную поддержку самого всесильного ведомства в стране – Министерства государственной безопасности (МГБ).
Осенью 1952 года первый опытный экземпляр бомбардировщика поступил на испытания, которые изначально шли достаточно тяжело. Во время 17-го по счету вылета произошла катастрофа. Командир корабля сообщил по рации, что машина объята огнем, и отдал приказ экипажу покинуть машину. Затем связь прервалась. Первый опытный бомбардировщик разбился.
По воспоминаниям очевидцев, Андрей Николаевич в этой ситуации проявил и мужество, и мудрость, и порядочность. Подвергая себя значительному риску, он встал на защиту членов своей команды и до конца остался непреклонен. В частности, когда речь зашла о вине разработчика двигателя – Николая Кузнецова, только твердая позиция Туполева помешала органам МГБ сделать из молодого талантливого инженера стрелочника со всеми вытекающими из этого последствиями.
После всех разбирательств и выяснения причин катастрофы было получено добро на производство нового опытного самолета. Первый полет он совершил в январе 1955 года. Преодолев 14 тысяч километров, машина вышла на указанный полигон и удачно отработала по наземным целям, сбросив 5 тонн бомб. Туполев вздохнул с облегчением: страна получила мощный стратегический самолет, способный достичь Америки, нанести удар и вернуться на родной аэродром. 27 сентября 1955 года Ту-95 официально был принят на вооружение советских ВВС.

Испытание супербомбой

Почти за пятьдесят лет производства этой удачной машины было создано множество ее модификаций. Особое место занимает морской ударный вариант «Медведя» – Ту-95К. Его задача – поиск и уничтожение авианосных группировок потенциального противника. Для командования флота США морские «Медведи», вооруженные сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-22, стали непреходящей головной болью. Зоной патрулирования Ту-95К был практически весь Мировой океан. И никогда нельзя предугадать, откуда они появятся. Известно немало случаев, когда крылатым ракетоносцам удавалось подойти к авианосным группировкам США на дистанцию трех-четырех километров, при этом оставаясь незамеченными. К началу 90-х годов боеготовность частей дальней авиации, оснащенных Ту-95К, была настолько высока, что в НАТО их рассматривали как главную угрозу своим военно-морским силам.
Памятной датой в биографии бомбардировщика стало 14 марта 1961 года. В этот день над архипелагом Новая Земля была взорвана самая термоядерная бомба в мире. Первоначально ученые и военные планировали испытать боеприпас мощностью 100 мегатонн. Но затем испугались непредсказуемых последствий взрыва и мощность бомбы снизили почти вдвое – до 60 мегатонн.
Доставить и сбросить бомбу над полигоном должен был Ту-95 одной из частей дальней авиации. Для предохранения от светового удара весь самолет, включая даже лопасти винта, покрасили специальной краской белого цвета.
К контрольной точке на Новой Земле белый, словно призрак, бомбардировщик, вопреки всем инструкциям, шел с распахнутыми створками бомбового отсека – огромное тело 20-тонного «изделия» не уместилось в него полностью, пришлось створки оставить открытыми.
Над Новой Землей Ту-95 сбросил спецгруз и резко довернул в сторону. В запасе у экипажа оставалось всего несколько минут, чтобы уйти как можно дальше от контрольной точки. Самолет успел удалиться на 45 километров, когда последовал взрыв. Вспышка в небе была отчетливо видна на расстоянии 1000 километров. Взрывная волна дважды обогнула земной шар...
В Москве в это время работал XXII съезд КПСС. Спустя полчаса после взрыва Никита Хрущев получил от военных срочную телеграмму, что испытания супербомбы прошли успешно. Именно тогда, на волне охватившей его эйфории, Хрущев произнес с трибуны съезда свою историческую тираду про «кузькину мать», которую он грозился показать американцам.

Снова в строю

Сегодня, к счастью, времена иные. По крайней мере – пока.
На сегодняшний день этот бомбардировщик составляет основу нашей стратегической авиации. Наиболее совершенный его вариант – Ту-95МС – вооружен дальнобойными 16 крылатыми ракетами, что позволяет экипажам гарантированно решать ударные задачи, даже не входя в зону действия ПВО противника.
Возобновляя на регулярной основе полеты своих стратегических бомбардировщиков, Россия не собирается кому-то чем-то угрожать. Игра воздушными мускулами – скорее профилактическое средство. Лишнее доказательство многополярности мира, с чем так не хотят соглашаться наши потенциальные партнеры. И «Медведи» здесь играют одну из ключевых ролей.
Формально Ту-95 можно назвать дедушкой нашей авиации. Однако конструктивный резерв самолета оказался настолько высок, что он до сих пор составляет главную ударную мощь нашей стратегической авиации. Самолет постоянно модернизируется, получая новую авионику и вооружение. По мнению командования ВВС, в ближайшие десятилетия сниматься с вооружения они не будут. Так что жизнь у русского «Медведя» только продолжается.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  2. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  3. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  4. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  5. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  6. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  7. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  8. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  9. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  10. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  11. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  12. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  13. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  14. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  15. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

К четвертьвековому юбилею Союзного государства "СВ" сделало подборку высказываний лидеров Парламентского собрания о задачах и вызовах, стоящих перед Союзным государством, Парламентским Собранием, о сохранении исторической памяти, о противодействии западным санкциям, о подготовке к празднованию 80-летия Победы и многом другом. Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также