САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Нежные объятия «Медведя»

Нас все еще боятся, значит – уважают. Доказательство – недавнее заявление Владимира Путина о возобновлении регулярных полетов нашей дальней авиации в стратегически важные районы планеты. В мире эти слова российского президента вызвали немалый переполох. На авиабазах в Англии, Дании и Норвегии даже увеличили количество дежурных истребителей, предназначенных для перехвата и сопровождения русских бомбардировщиков.

Нас все еще боятся, значит – уважают. Доказательство – недавнее заявление Владимира Путина о возобновлении регулярных полетов нашей дальней авиации в стратегически важные районы планеты. В мире эти слова российского президента вызвали немалый переполох. На авиабазах в Англии, Дании и Норвегии даже увеличили количество дежурных истребителей, предназначенных для перехвата и сопровождения русских бомбардировщиков. Столь нервную реакцию легко понять – за последние годы там просто отвыкли видеть на своих радарах непрошеных, но грозных гостей. В советские времена рейды «за уголок» были для наших дальников повседневной рутиной. Полеты прервались в 1992 году – военным элементарно перестало хватать керосина и финансирования. Да и в Кремле тогда сидели люди, которым на престиж и интересы страны было, по большому счету, наплевать.
И вот – наши «стратеги» вновь возвращаются на давно проторенные маршруты. Основную часть напряженной воздушной работы, как и в былые времена, взвалит на себя легендарный трудяга-бомбовоз Ту-95, получивший на Западе прозвище Bear – Медведь.

Как все начиналось

Силуэт этой турбовинтовой машины с четырьмя парами воздушных винтов на стреловидных крыльях запечатлен на тысячах фотографий. Последний в мире серийный винтовой бомбардировщик почти 50 лет строился во множестве различных модификаций, установив абсолютный рекорд по продолжительности серийного производства.
Разработка же Ту-95 началась в конце 40-х годов, когда политическая обстановка вокруг Советского Союза складывалась, мягко говоря, неблагоприятно. «Холодная война» набирала обороты. Америка угрожала нам атомными ударами с воздуха. Естественно, что в этих пиковых условиях правительство СССР жестко потребовало от авиационных конструкторов самым срочным образом решить проблему достижения нашими бомбардировщиками территории Северной Америки для возможного ответного удара.
Сталин неоднократно встречался с Андреем Туполевым и обсуждал с ним вопросы создания такого самолета. Вождь даже предложил конструктору установить на уже существующие машины дополнительные двигатели и таким образом решить задачу. Однако Андрей Николаевич не поддержал инициативу главного лица государства. Он объяснил своему кремлевскому собеседнику, что отечественные двигатели потребуют на такой полет, протяженностью порядка 15 тысяч километров, огромного количества топлива. Разместить его в существующих самолетах просто негде.
Сталин остался недоволен беседой, и Туполев прекрасно понимал, чем это может для него обернуться. Волей-неволей, но ему пришлось икать выход из сложившейся ситуации.
К тому времени в ОКБ №276 в Самаре на базе трофейного немецкого турбовинтового двигателя был разработан отечественный экспериментальный вариант авиационной силовой установки. Туполев сам полетел в Самару на переговоры с представителями ОКБ. Получив от них необходимые заверения и гарантии, он предложил уникальное решение: сделать спарку из двух самарских двигателей и оснастить ею планер со стреловидным крылом. На очередной встрече со Сталиным Андрей Николаевич изложил ему свой замысел. Вождь дал «добро» и пообещал в связи с важностью вопроса всемерную поддержку самого всесильного ведомства в стране – Министерства государственной безопасности (МГБ).
Осенью 1952 года первый опытный экземпляр бомбардировщика поступил на испытания, которые изначально шли достаточно тяжело. Во время 17-го по счету вылета произошла катастрофа. Командир корабля сообщил по рации, что машина объята огнем, и отдал приказ экипажу покинуть машину. Затем связь прервалась. Первый опытный бомбардировщик разбился.
По воспоминаниям очевидцев, Андрей Николаевич в этой ситуации проявил и мужество, и мудрость, и порядочность. Подвергая себя значительному риску, он встал на защиту членов своей команды и до конца остался непреклонен. В частности, когда речь зашла о вине разработчика двигателя – Николая Кузнецова, только твердая позиция Туполева помешала органам МГБ сделать из молодого талантливого инженера стрелочника со всеми вытекающими из этого последствиями.
После всех разбирательств и выяснения причин катастрофы было получено добро на производство нового опытного самолета. Первый полет он совершил в январе 1955 года. Преодолев 14 тысяч километров, машина вышла на указанный полигон и удачно отработала по наземным целям, сбросив 5 тонн бомб. Туполев вздохнул с облегчением: страна получила мощный стратегический самолет, способный достичь Америки, нанести удар и вернуться на родной аэродром. 27 сентября 1955 года Ту-95 официально был принят на вооружение советских ВВС.

Испытание супербомбой

Почти за пятьдесят лет производства этой удачной машины было создано множество ее модификаций. Особое место занимает морской ударный вариант «Медведя» – Ту-95К. Его задача – поиск и уничтожение авианосных группировок потенциального противника. Для командования флота США морские «Медведи», вооруженные сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-22, стали непреходящей головной болью. Зоной патрулирования Ту-95К был практически весь Мировой океан. И никогда нельзя предугадать, откуда они появятся. Известно немало случаев, когда крылатым ракетоносцам удавалось подойти к авианосным группировкам США на дистанцию трех-четырех километров, при этом оставаясь незамеченными. К началу 90-х годов боеготовность частей дальней авиации, оснащенных Ту-95К, была настолько высока, что в НАТО их рассматривали как главную угрозу своим военно-морским силам.
Памятной датой в биографии бомбардировщика стало 14 марта 1961 года. В этот день над архипелагом Новая Земля была взорвана самая термоядерная бомба в мире. Первоначально ученые и военные планировали испытать боеприпас мощностью 100 мегатонн. Но затем испугались непредсказуемых последствий взрыва и мощность бомбы снизили почти вдвое – до 60 мегатонн.
Доставить и сбросить бомбу над полигоном должен был Ту-95 одной из частей дальней авиации. Для предохранения от светового удара весь самолет, включая даже лопасти винта, покрасили специальной краской белого цвета.
К контрольной точке на Новой Земле белый, словно призрак, бомбардировщик, вопреки всем инструкциям, шел с распахнутыми створками бомбового отсека – огромное тело 20-тонного «изделия» не уместилось в него полностью, пришлось створки оставить открытыми.
Над Новой Землей Ту-95 сбросил спецгруз и резко довернул в сторону. В запасе у экипажа оставалось всего несколько минут, чтобы уйти как можно дальше от контрольной точки. Самолет успел удалиться на 45 километров, когда последовал взрыв. Вспышка в небе была отчетливо видна на расстоянии 1000 километров. Взрывная волна дважды обогнула земной шар...
В Москве в это время работал XXII съезд КПСС. Спустя полчаса после взрыва Никита Хрущев получил от военных срочную телеграмму, что испытания супербомбы прошли успешно. Именно тогда, на волне охватившей его эйфории, Хрущев произнес с трибуны съезда свою историческую тираду про «кузькину мать», которую он грозился показать американцам.

Снова в строю

Сегодня, к счастью, времена иные. По крайней мере – пока.
На сегодняшний день этот бомбардировщик составляет основу нашей стратегической авиации. Наиболее совершенный его вариант – Ту-95МС – вооружен дальнобойными 16 крылатыми ракетами, что позволяет экипажам гарантированно решать ударные задачи, даже не входя в зону действия ПВО противника.
Возобновляя на регулярной основе полеты своих стратегических бомбардировщиков, Россия не собирается кому-то чем-то угрожать. Игра воздушными мускулами – скорее профилактическое средство. Лишнее доказательство многополярности мира, с чем так не хотят соглашаться наши потенциальные партнеры. И «Медведи» здесь играют одну из ключевых ролей.
Формально Ту-95 можно назвать дедушкой нашей авиации. Однако конструктивный резерв самолета оказался настолько высок, что он до сих пор составляет главную ударную мощь нашей стратегической авиации. Самолет постоянно модернизируется, получая новую авионику и вооружение. По мнению командования ВВС, в ближайшие десятилетия сниматься с вооружения они не будут. Так что жизнь у русского «Медведя» только продолжается.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также