«Калаш» на фоне М-16
К этой фантастической цифре необходимо приплюсовать еще 100 тысяч ижевских стволов, недавно закупленных у России Венесуэлой. Подписывая контракт, венесуэльский лидер Уго Чавес заявил дословно следующее: «С помощью этого великолепного оружия мы разобьем любого империалистического врага, который вздумает приблизиться к нашей территории!»
Достоинства АКМ настолько очевидны и проверены многолетней боевой практикой, что обсуждать их, кажется, бессмысленно. Он – без вопросов номер один. Его и сравнить в общем-то не с чем. Однако за океаном, в том самом логове империализма, помянутого Чавесом, как выяснилось, думают иначе.
Недавно в оружейном музее Далласа с цветастой, шумной помпой, как и многое в Штатах, открылась выставка, посвященная основному «стволу» армии США – штурмовой винтовке М-16. Сами американцы без тени смущения называют ее не иначе как «лучшим образцом стрелкового оружия в истории человечества». Какой там Калашников…
– Такое безоглядное самолюбование вполне в американском духе. Нахваливая себя любимых, они, как всегда, перегибают палку и напрочь забывают об объективности, – считает специалист по истории оружия Василий Кожемякин. – Дитя фирмы «Кольт» и конструктора Юджина Стоунера – образец, безусловно, достойный. В строю уже сорок лет. Как и автомат Калашникова, М-16 участвовала во всех войнах новейшего времени, начиная с Вьетнама. Но сказать однозначно, что их винтовка лучше АКМ, – это, извините, явный перебор. Не случайно еще во Вьетнаме нередки были случаи, когда американские джи-ай с удовольствием меняли свои винтовки на трофейные «калаши». И происходило это не только из-за технических капризов М-16. Все недостатки винтовки, как ни парадоксально, – это следствие ее достоинств.
Начать хотя бы с пули. У М-16 она легче и летит быстрее нашей. Однако если на ее пути возникало хоть малейшее препятствие, даже такой пустяк, как листья дерева, она меняла траекторию своего полета и уходила в «молоко». Так что в джунглях попасть в цель из М-16 было невероятно трудно. Практически невозможно. А вот пуля «калашникова», даже летя сквозь кусты и ветки, строго сохраняет курс, не отклоняясь ни на йоту от маршрута. Плюс? Еще какой.
Хотя, например, по внешней баллистике М-16 превосходит АКМ. Поэтому на небольших и средних дистанциях поправка на дальность практически не нужна. К тому же по сравнению с автоматом Калашникова у М-16 почти нет отдачи, что дает лучшую кучность при стрельбе одиночным огнем. Более высокое расположение прицельной линии над стволом М-16 позволяет бойцу меньше напрягать шею при прицеливании, но в то же время делает его заметнее при стрельбе лежа. Рукоятка затвора АКМ проще и надежнее, а вот расположение флажка переключателя огня над большим пальцем правой руки удобнее у М-16.
Однако эксплуатация оружия – это не только пиф-паф. Чтобы «ствол» не отказал в бою, его надо периодически разбирать и чистить. И здесь М-16 не идет ни в какое сравнение с АКМ.
– Наш автомат с завязанными глазами может легко разобрать даже подросток, – продолжает Кожемякин, – а вот с американской «штучкой» так просто не управишься: чтобы ее разобрать, необходим даже такой предмет, как отвертка. К тому же некоторые детали штурмовой винтовки по размерам настолько махонькие, что потеря их – всего лишь вопрос времени, особенно в условиях боевых действий. Очень трудоемка чистка тоненькой трубочки, по которой пороховой газ подается в затворную раму. А ведь делать эту ювелирную операцию необходимо после каждой стрельбы, иначе М-16 просто выйдет из строя. В целом вся винтовка изготовлена настолько точно, что попадание внутрь нее буквально нескольких песчинок губительно для всей конструкции. А если уронить М-16 в грязную лужу, тогда ее можно сразу выбрасывать на помойку. «Калаш» же хоть в воде топи, хоть в землю закапывай – он все равно будет стрелять. Надежность – просто сумасшедшая.
Между прочим, американские солдаты в горячих точках до сих пор при каждом удобном случае меняют свои М-16 на трофейные АКМ. Во время войны в Ираке случился и вовсе конфуз. Бойцы 101-й парашютно-десантной дивизии, легендарные «Летучие орлы», первыми вошедшие в Багдад, в сюжете теленовостей NBC появились на экране с «калашами» в руках. Разразился скандал – звездно-полосатый престиж был подмочен. И простые американцы, не стесняясь в выражениях, несколько дней кряду бомбили Пентагон возмущенными звонками: «Черт побери, мы платим налоги, а вы не можете обеспечить наших солдат достойным оружием. И они, как нищие, вынуждены подбирать трофейный секонд-хенд».
В итоге командование строго-настрого запретило своим джи-ай появляться перед объективами телекамер с «чужим» оружием в руках. Плюс – во всех частях, дислоцированных в Ираке, прошли занудливые, в совковом стиле, политбеседы о «патриотизме». Хотя патриотизм здесь ни при чем. На поле боя главенствуют не возвышенные матери, а разумный эгоизм солдата, пытающегося элементарно остаться в живых. Единственный его друг и помощник – надежный ствол.
От того, насколько безотказно личное оружие, зависит жизнь бойца. Раз так, то вопрос: «Что лучше: АКМ или М-16?» – можно считать окончательно закрытым. Наиболее убедительный ответ на него дали сами же американские солдаты.