На свободу с чистой совестью
– Студенческий билет Московского психолого-социального института вручается выпускнику нашей школы Николаю Груздеву…
На подмостки взбегает невысокий паренек с короткой стрижкой, и завкафедрой брянского филиала института Александр Тутиков вручает ему заветные корочки.
Не все поняли глубокий символ, который заключался в этом событии. Несколько лет назад Александр Викторович сам возглавлял Брянскую воспитательную колонию. И если дал путевку в жизнь вышедшему на волю пареньку – значит, верит в него.
Пожалуй, ни в одной школе Брянской области День знаний 1 сентября не проходил так трогательно и эмоционально, как здесь. На сцене клуба хозяйничали ученики в нарядных костюмах. После вручения студенческих билетов освободившимся товарищам – двухчасовой лирико-юмористический спектакль. Конкурсы и устный выпуск стенгазеты, поздравления и цветы учителям. Песни в сопровождении самодеятельного ВИА «Малолетка». Стихи собственного сочинения – о маме, о любимой девушке, о родной сторонке...
Тут и у крепкого в нервах человека дрогнет веко... А потом и юных актеров, и зрителей повели в классы, чтобы познакомить с государственной символикой России. Многие имели о ней весьма смутное представление.
Один из организаторов праздника – директор школы заслуженный учитель России Анатолий Захаров. Несколько лет назад он создал литературно-художественную студию «Созвучие» и уже дважды с помощью спонсоров отдельными книжицами издавал литературные опыты своих студийцев.
– Этот творческий порыв в ребятах надо всячески поддерживать, – сказал он. – Через стихи они очищают душу.
«Бесчувственные и агрессивные…»
воспитательный момент...
Об этой колонии я писал четыре года назад. Потому и хотелось узнать: какие перемены здесь произошли?..
– Если говорить о питании, оно стало более разнообразным и калорийным, – рассказывает и.о. начальника БВК подполковник внутренней службы Юрий Богданов. – Очень многие осужденные дома и не ели того, что им дают у нас. Каждый день мясо, рыба, молоко, творог, фруктовый сок, яблоко или апельсин... По президентской программе «Дети России» школа получила современные компьютеры и благодаря шефам подключилась к Интернету. В этом году профтехучилищу централизованно выделили миллион рублей. Мы уже закупили новые швейные машины, аппаратуру, станки, мебель. Здесь ребята получают четыре профессии – оператор ЭВМ, электромеханик, каменщик, швея-моторист.
А вот сам поступающий контингент внушает воспитателям БВК большую тревогу. Как правило, это дети из неблагополучных семей. Безотцовщина и безнадзорщина. Львиная доля осуждена за тяжкие преступления – убийства, грабежи, разбои, изнасилования. И разве не должно внушать тревогу, что из 132 колонистов 69 на свободе нигде не учились и не работали, а 44 уже имели условные судимости? 60% общего числа несовершеннолетних преступников поставляет село. Деревня разваливается, работы нет – чем подросткам заниматься? Пьют самогонку и ищут приключения на свою голову. Понимает ли это министр образования и науки А. Фурсенко, закрывающий сельские школы по 600 штук в год?
Вот «типичная» история: 15-летний оболтус убил почтальонку. Она принесла пенсию, которую ему стали платить после смерти матери как сироте. А юный «пенсионер» несчастную женщину – трубой. Что двигало малолетним убийцей? Как говорят воспитатели, его душа – потемки, не достучишься. А достучаться надо. Потому и есть здесь такая служба, как психологическая лаборатория с комнатой психологической разгрузки – мягкими креслами, музыкальным центром и расслабляющими мелодиями. Все купили на выигранные гранты.
Неволя с жестким распорядком дня, дисциплиной и беспрекословным подчинением воспитателям-офицерам постоянно держит ребят в напряжении. «Дедовщины» нет, но мало ли у «пацанов» резонов для трений? Или узнает юный папа: его девушка родила, но признавать отца-зэка не хочет. Задача психолога – увидеть момент, когда у парня назревает срыв, установить причину и предотвратить его.
– Я работаю здесь уже 13 лет, – рассказывает начальник лаборатории майор Татьяна Кривоноженкова. – И четко вижу, как за последние четыре года упало интеллектуальное развитие осужденных ребят. Был у нас мальчик, который к 17 годам не умел ни читать, ни писать. А какая сейчас политика в образовании? Не хочешь учиться? До свидания. Потому и попадают к нам подростки педагогически запущенные, ограниченные, бесчувственные и агрессивные, с крайне низким уровнем нравственности. Такие в состоянии убить прохожего ни за что – не дал закурить, «не так» посмотрел, «не так» ответил.
Безделье – мать всех пороков
По мнению Татьяны Николаевны, главное средство профилактики подростковой преступности – вовремя дать занятие для рук и ума, увлечь общественно полезным трудом, предоставить возможность раскрыть дремлющие в них таланты в творчестве и спорте. Но очень многие дети сегодня этого лишены. Однако если не позволить ребенку самоутвердиться в хорошем – он обязательно утвердит себя в плохом. Это аксиома.
Так что налицо парадокс: то, чего правительство недодает ребятам на воле, – оно стремится возместить им за тюремным забором. Экономя на организации полезного и содержательного ребячьего досуга, оно тратит втрое больше средств на перевоспитание «малолеток» за колючей проволокой.
Сегодня процент «второходов» по стране достигает 30. То есть треть вчерашних несовершеннолетних преступников возвращается в «зону». Только теперь уже во взрослую. Но большинство идет на свободу с желанием «завязать». С пониманием: какими бы трудными ни были жизненные обстоятельства, это не повод снова вставать на кривую дорожку. В колонию ворота широкие, а обратно – очень узкие. Те, кто усвоил это кредо, все же находят работу, поступают в институты, женятся, заводят детей. И с благодарностью вспоминают воспитателей и учителей своей «малолетки».
Другой вопрос – как общество относится к таким ребятам? Готово ли понять, простить, принять?..