Григорий Гладков: В кастрюли били изо всех сил
Композитор пообщался с участниками фестиваля и поделился опытом
ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Автор музыки к чудесным мультфильмам и детским лентам, как и Михаил Боярский, все время в головном уборе. В Анапе, где родилась песня про белую шляпу, оно и логично. А еще Григорий Гладков неизменно проводит на «Творчестве юных» мастер-класс для участников. Поет, дает советы, отвечает на вопросы, а за лучшие вручает еще и приз - диск со своими хитами.
Начинается встреча с музыки из «Пластилиновой вороны». Те, кто считал, что нынешние дети советские мультфильмы не смотрят, в этот момент были посрамлены. «Если видишь на картине…» пели все. И тут же первый вопрос из зала - конечно, про рисование.
- Прежде чем писать и даже говорить, можно начинать рисовать. В детстве я это любил, - признается Гладков. - «Пластилиновая ворона» была открытием, а их всегда случается мало. Использовалась новая технология, повторить которую сложно. Хотя и сейчас есть хорошие мультфильмы
и фильмы.
- На каком музыкальном инструменте вы учились играть в школе?
- На баяне. Тогда он был очень распространенный, а сейчас в этот класс почти не записываются. Зато гитара пользуется успехом. А ведь баян - это целый оркестр. Есть такие инструменты, которые подключаются к усилителям и могут играть даже как орган. А вот в Европе баян по-прежнему популярен.
Диалог идет живой, с шут-ками-прибаутками. Гладков рассказывает историю создания песни «Пой, Вася»:
- Первый оркестр мы создали еще до музыкальной школы. Нашли на кухне кастрюли, сковородки, ложки, били ими со всех сил. Думали, что это и есть оркестр. Петь не умел никто, кроме самого маленького, Васи. Когда пошли в музыкальную школу, только тогда и поняли, что музыка - это другое.
НА СЦЕНУ - КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ
- Какие ваши качества помогли добиться успеха?
- От отца перенял правило: «Все, что ты делаешь, нужно делать на пять с плюсом». Он мне говорил: «Сынок, делай все хорошо. Всех уволят, а тебя - нет». А бабушка повторяла: «Внучек, делай добрые дела, только никому не говори. Тогда не будешь болеть. Если рассказал - не засчитывается».
- Страшно ли было выходить на сцену?
- Поначалу было страшно. Особенно одному. А потом потихоньку привыкаешь. У каждого привыкание проходит по-разному: у кого на пятнадцатый раз, у кого - на двадцать первый, а у кого на шестьдесят третий…
- Вы представляете свою жизнь без музыки?
- Я, может быть, с удовольствием и ушел бы в фермеры. В шляпе-то уже хожу - так что один шаг остался. Но от музыки не уйти. Полжизни ты работаешь на имя, а потом - оно на тебя. Пытаешься скрыться от музыки, а она тебя настигает. Не дает спать, звучит внутри. И это, возможно, не только радость, но и наказание. Один актер мне сказал: Бог выбирает тебя, и надо отрабатывать талант. Потому, что у ста тысяч человек он его отобрал, а тебе - дал.
- Чем занимаются ваши дети?
- Дочь - актерским мастерством. А сыну спорт нравится. Ему 15 лет, он пытается быть спортивным обозревателем.
ЗА РАССТАВАНИЕМ БУДЕТ ВСТРЕЧА
К беседе присоединяется руководитель столичного театра танца «Щелкунчик» Дарья Шашина. Вспоминает, как коллектив вместе с Гладковым участвовал в проекте «Дети Москвы - детям регионов», как вместе ездили в Суздаль, Ярославль. Под песню о спящей принцессе из фильма «Сказки старого волшебника», где говорится о странствующем театре, девчата тут же начинают делать сальто. Вспоминают и об учебе - повторяют хором с композитором таблицу умножения. Рождается во время встречи и гимн фестиваля, который все тут же исполняют.
Звучит и совсем недетский вопрос: «А какие советы вы бы хотели дать себе 16-летнему?»
- Это возраст первой любви. Она порой бывает жестокой. Я советую не расстраиваться. Думайте о расставании как о шаге к следующей встрече, - наставляет композитор. - Помните, главная встреча
и настоящая любовь у вас впереди. Сосредоточьтесь на поиске профессии, но не теряйте скусство. Дружите с музыкой.
Ребята слушают очень внимательно, кивают головой.
И снова тянут руку.
- Случались ли у вас неудачи? Как с ними справлялись?
- Я как-то проанализировал свое творчество и понял, что мои самые веселые песни родились в наиболее грустные моменты жизни. Не надо сдаваться в этот момент. И в печали не стоит искать себе подобных, ставить грустную музыку. Это неправильный путь. В мире столько интересного и разнообразного!