Идем под парусами
На фестивале Союзного государства в Анапе ребята пели, купались, строили корабли на песке и готовили совместные номера
ФЛЕШМОБ НА ПЛЯЖЕ
«Да здравствует «Творчество юных»!» - десятки девчонок и мальчишек радостно прыгают вверх. Только что они закончили работу над созданием эмблемы фестиваля - кораблика. Старательно «надували» парус, тщательно прорисовывали название. Материал - все, что есть под рукой на пляже: песок, ракушки, морская вода. И яркое, но не жгучее солнце на небе, как добровольный помощник. Посмотреть, что же здесь происходит, слетелись даже любопытные чайки.
- Идея такого флешмоба на пляже пришла мне несколько лет назад, - рассказывает один из руководителей фестиваля Инна Щавелева. - И вот периодически мы его проводим. Он хорошо объединяет ребят.
- Каждый год фестиваля у нас особенный. В этом он был посвящен 20-летию Союзного государства, - говорит зампредседателя Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике Александр Сегодник. - Получается, что все участники родились уже в Союзе Беларуси и России.
И если в начале фестиваля ребята еще путались в терминологии, то к концу уже четко знали, что они - граждане Союзного государства.
Фото: Тимур Ханов
«ТРОПИНА» К ДОМУ
В Анапу приехали 19 коллективов и сольных исполнителей - и все непохожи друг на друга. У каждого своя история. Девочки из ансамбля «Фиеста» из Барановичей даже на пляж ходили подтянутыми. Спинка ровно, мысочки врозь - чувствуется школа классической хореографии. Коллективу - 34 года, обладатель множества международных премий.
А вот детской студии при цирке Валерия Абеля из Гомеля в следующем году исполнится 40 лет. Руслан занимается в ней больше пяти лет: эквилибр, акробатика. Начиналось, как хобби, но сейчас втянулся. Говорит, что может связать с цирком и дальнейшую жизнь.
У ансамбля «Тропина» из красноярского города Дивногорска путь в Анапу выдался нелегким. Четверо суток туда - через Казахстан - и столько же обратно. Багаж немаленький: инструменты, необычные наряды - на фестивале таких нет ни у кого.
- Костюмы наши - это воспроизведение традиционных, сундучных нарядов, - рассказывает руководительница коллектива Елена Вопилова. - Сами шьем пояса, делаем украшения.
Самая старшая участница «Тропины», 16-летняя Настя, играет на свирели. В Сибири, оказывается, это традиционный женский инструмент. А вот мальчики выбирают балалайки. У двух сибиряков Всеволода и Александра - виртуозный дуэт.
- Мы - деревенские, на ложках у нас никогда не играли, - объясняет Елена. - Это городской инструмент, пришедший к нам гораздо позже. Нашей культуре больше 400 лет. Как пошли казаки по цареву указу осваивать Сибирь, так и до нас добрались из Томска. Много привнесли самоходы. Когда к нам приезжают московские педагоги, стараются узнать о местных обрядах и обычаях побольше. А потом смотришь рождественский концерт по телевизору, бац, хор Пятницкого нашу песню исполняет. Так приятно. Чем больше детей знают, откуда наши корни, тем легче жить будет.
Объехала «Тропина» почти всю Россию. Теперь хотят себя и в других странах показать. Собираются в Гродно на фестиваль национальных культур. Мечтают съездить и на этнографический фест в Болгарию.
Участница ансамбля, 11-летняя Аня, в первый раз оказалась на море. На пляже насобирала себе ракушек. Не просто так, на память. Ведь у нее не только голос золотой, но и руки. Она -
лауреат международного конкурса, создает панно из того, что послала природа. Теперь вот будет картина и из ракушек.
- Хотите, споем? - предлагает она. - У нас уже голоса проснулись…
И понеслось: «Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла». Заслышав подругу, тотчас же сбегаются остальные члены коллектива.
- Многие говорят, что у них под эту песню только хоровод можно водить, а у нас еще и пляшут, - смеется девочка.
Тут и сам в пляс пустишься.
ПЕСНЯ НА ЯЗЫКЕ ЖЕСТОВ
Гомельчанин Евгений Васильев сразу выделяется из толпы благодаря необычной прическе - дредам. И коллектив у него тоже особенный - театр инсценированной песни «Центра инклюзивной культуры». Занимаются в нем взрослые и дети с потерей слуха. Ансамбль создан в 70-х годах прошлого века.
В коллективе - 15 ребят от 8 до 14 лет, в Анапу приехали восемь. Евгений коллектив возглавляет третий год. На жизнь не жалуется, говорит, пособия, пенсию государство честно выплачивает. Проезд бесплатный, а слуховые аппараты выдают раз в четыре года.
- Нас пригласили на отбор на фестиваль в Анапе, - рассказывает он. - Решили рискнуть, зная, что мы отличаемся от многих. Поедем, а там будь, как будет. Возьмут - хорошо, нет - значит, получилась такая генеральная репетиция перед концертом. В итоге прошли и стали первым коллективом для неслышащих детей в истории фестиваля.
«Поют» ребята руками - не просто переводят слова на язык жестов, а именно исполняют ту или иную композицию. Здесь все зависит от пластики рук, от выражения лиц. Получается двойная работа: сначала надо выучить слова, а потом уже жесты. И запомнить ритм. Приходится сложнее, чем любому обычному вокалисту.
- На море ходим каждый день, - делится впечатлениями Евгений. - Некоторые впервые его увидели. Вышли на берег, и глаза у них от удивления, как блюдечки стали.
А второе потрясение случилось, когда во время выступления в зале стали зажигаться фонарики. Уверен, по возвращении и их родителям трое суток не придется спать - дети будут делиться впечатлениями.
Александр Гарбар, директор Белорусской государственнойфилармонии:
Ежегодно конкурсный отбор на этот фестиваль проходят лучшие из лучших из всех регионов Беларуси. Среди жанров - хореография, цирк, вокал. В этом году из республики приехали девяносто человек. Интересно посмотреть на коллективы из российских регионов, очень они самобытные. Например, махачкалинские «Горцы» выступали и у нас в филармонии - в зале был аншлаг! Все участники фестиваля общаются - здорово, что ребята уже четырнадцать лет приезжают в Анапу. Только представьте, сколько счастливых воспоминаний они отсюда увозят.