17 Сентября 2019 года / Текст:  Борис ОРЕХОВ / К номеру: 42  (865)

Щит-невидимка для истребителей

В Барановичах создали уникальную систему авиазащиты

Щит-невидимка для истребителей

На крупнейшем авиафоруме Беларусь – постоянный участник. Каждый год она представляет свои новые разработки. Фото: Михаил Фролов//kpmedia.ru

На авиасалоне МАКС-2019 одной из самых представительных и разнообразных была белорусская экспозиция. Свою продукцию в Жуковский привезли десятки предприятий республики. Но самую внушительную экспозицию представил 558-й Авиационный ремонтный завод из города Барановичи.

О сегодняшнем дне прославленного предприятия, о выпускаемой здесь уникальной технике, о сотрудничестве с российскими коллегами корреспонденту «СВ» рассказал заместитель директора завода по развитию Александр Воробей.

БЕЗ СОСЕДА НИКУДА

- Мы с Россией не можем не сотрудничать, - сказал он в самом начале беседы. - Завод специализируется на ремонте авиационной техники, которая была произведена еще в Советском Союзе или уже российскими предприятиями. Скажу больше: мы - единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое ремонтирует такой большой по номенклатуре объем авиационной техники. Практически всю линейку «суховских» машин, начиная с фронтового бомбардировщика Су-17, который был основным ударным самолетом советских ВВС еще во время войны в Афганистане и до сих пор стоит на вооружении ряда стран. А еще - штурмовики Су-25, истребители Су-27 и Су-30 различных модификаций. Из микояновских машин наш давний клиент - истребитель МиГ-29. Помимо самолетов активно занимаемся и вертолетной тематикой. Ремонтируем и модернизируем наиболее массовые машины - Ми-8, Ми-17, Ми-24,

Ми-35. Номенклатура, как видите, очень большая. Поэтому, не имея хороших контактов с предприятиями в Российской Федерации, где изначально производилась и производится вся эта техника, ни один самолет или вертолет в принципе отремонтировать невозможно. Запасные части, конечно, берем только на российских предприятиях.

- Советская и российская авиатехника стоит на вооружении в десятках государств. Заказы каких стран вы выполняете?

- География очень обширная. В свое время СССР поставлял самолеты и вертолеты в самые разные страны. И в Азию, и в Африку, и в Южную Америку. Так что заказов на ремонт хватает. Правда, конкретные страны называть не буду, это коммерческая тайна. Но факт - советские самолеты, выпущенные несколько десятилетий назад, по-прежнему в строю, что лишний раз говорит о высоком качестве и надежности машин. Не далее как пару месяцев назад к нам обратилась одна из стран - потребовалась помощь в ремонте фронтовых бомбардировщиков Су-22, экспортного варианта Су-17. К слову сказать, в свое время наш завод специализировался именно на этих машинах. Сдавали заказчикам по 15 самолетов в месяц. Всего же отремонтировали более 1600 машин.

- Сразу возникает закономерный вопрос: производство Су-17 завершилось в 1990 году. Где сейчас найти запчасти и комплектующие для ремонта?

- Вопрос решаемый. Плюс надо учесть, что сам по себе Су-17 не такой сложный самолет, включая бортовую электронику. Мы очень плотно сотрудничаем с разработчиками машин. Например, совместно с КБ «Сухого» или РСК «МиГ» решаем вопросы по продлению ресурса планера истребителей, поступающих к нам на завод. Скажу больше: наше предприятие - единственное, кому удалось осуществить второй капитальный ремонт истребителя МиГ-29. Сейчас совместно с микояновцами рассматриваем вопрос третьего капитального ремонта.

ИЗОБРЕТЕНИЯ

РИСКНУЛИ - И ПОЯВИЛСЯ «САТЕЛЛИТ»

ТАКОГО НЕТ ДАЖЕ В НАТО

- Ремонт различной авиатехники - далеко не единственный ваш конек. Также завод выпускает уникальную аппаратуру радиотехнической защиты «Сателлит». Говоря по-простому - глушилки для ракет и радаров противника.

- Наша разработка позволяет защитить не только самолеты, но и вертолеты, причем как боевые, так и гражданские. Сейчас рассматриваем возможность установки «Сателлита» на морские корабли. Система многофункциональная. Не только сбивает с толку ракеты, уводя их в сторону, но и забивает помехами локаторы самолетов противника, нарушает режим работы наземных РЛС. Для «Сателлита» не нужна даже персональная точка подвески, он легко может крепиться сверху на тот же пилон, к которому подвешивается одна из ракет. Что не снижает боевой потенциал самолета.

По своим размерам не идет ни в какое сравнения с теми станциями подавления, которые выпускались раньше. Допустим, известная «Сорбция» на фоне нашего «Сателлита» просто огромная и весит больше. К тому же для нее требуется отдельная точка подвески. Но главный минус в том, что бьет такая глушилка не только по противнику, но и по своим. Включив «Сорбцию», летчик вынужден одновременно вырубать локатор своего самолета, поскольку она забивает его помехами, делая невозможным перехват воздушной цели. Наш «Сателлит» направлен строго на чужие объекты. Правда, есть одно «но» - наш аппарат может работать только по ракетам с радиолокационными головками наведения. По тепловым - пока нет. Но, думаю, что этот единственный недостаток «Сателлита» мы также устраним - вопрос времени.

- В России есть аналогичные по характеристикам разработки?

- Я о них не знаю. Возможно, и есть. Кстати, судьба «Сателлита» складывалась на первых порах непросто. Авторы никак не могли реализовать свою прорывную идею на практике. Они стучались во многие двери, но их задумку считали неосуществимой в принципе. Мы, однако, решили рискнуть и вложили свои деньги в реализацию разработки. Так появился просто «Сателлит». Сегодня выпускаем «Сателлит-М», который значительно превосходит по характеристикам самый первый вариант изделия.

- На Западе аналоги есть?

- Точно нет. В некоторых странах НАТО пытались сделать, но у них ничего не получилось.

ЗАДАЧА С ОДНИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ

- Вы производите и разведывательные беспилотники?

- Тут тоже история интересная. Когда перед нами поставили задачу создать такие аппараты, именно белорусские, мы стали думать - как? Нужны авиационные конструкторы, но в республике в вузах их не готовили. Пришлось искать варианты. Приглашали даже людей, которые занимались авиамоделизмом. На самом деле моделисты - лучшие конструкторы. Они знают, как делать летательные аппараты с нуля. Правда, поначалу мы полагали, что самое главное - сделать планер, который летает. Но оказалось, это не далеко не все. Самое сложное - начинка аппарата. В итоге на все про все у нас ушло примерно шесть лет. Задачу решили. Практически все комплектующие для наших беспилотников - белорусского производства. Есть повод для гордости и за завод, и за страну в первую очередь.

Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях

Кто стучится в дверь ко мне?

В Беларуси начался самый технологичный всереспубликанский соцопрос под слоганом «Взгляд на настоящее - шаг в будущее»

От зоны отчуждения до места притяжения

Больше тридцати лет опустевшие белорусские деревни после взрыва на Чернобыльской АЭС были скрыты от любопытных глаз заборами, густо обтянутыми колючей проволокой. Сегодня сюда приглашают туристов

«Ну ты, Леха, даешь!...»

Не стало Алексея Леонова - первого из землян, побывавшего в открытом космосе. Астронавта, который мог первым ступить на Луну

«Твой Костя. Октябрь 43-го…»

В Могилев из Москвы передали уникальные письма Константина Симонова. Корреспондент «СВ» одной из первых взглянула на раритеты

Бойцовский клуб

Этих девчонок и ребят узнаешь сразу. Их парадная одежда - куртка-бойцовка, украшенная значками. Этот атрибут нельзя купить, можно только заслужить. Каждое лето племя молодых романтиков разъезжается со студотрядами на работу в разные уголки наших стран

Читайте также

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Победителем в войне был великий советский народ

В Ашхабаде руководители Союзного государства встретились со своими коллегами по СНГ, чтобы обсудить дальнейшую интеграцию

Туризм

Пять причин поехать в Нижний Тагил

Жители города давно вошли в курортные легенды со знаменитым кличем «Таги-и-ил». Но и в родном краю - промышленников, изобретателей и природных красот - туристам тоже есть что посмотреть

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях

Союзное государство

Дон, милый дом

На своей земле Ростов-папа встречал в конце сентября не только участников фестиваля «Молодежь - за Союзное государство», но и гостей, которые приехали, чтобы наладить связи российской области с Беларусью



Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Победителем в войне был великий советский народ

В Ашхабаде руководители Союзного государства встретились со своими коллегами по СНГ, чтобы обсудить дальнейшую интеграцию

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях

Трибуна депутата

Узница кадров

Чем болеет система здравоохранения? Почему раньше врачей учили дольше? Нужна ли России корпорация «Медицина»? Об этом рассуждает сенатор, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир Круглый

Общество

Кто стучится в дверь ко мне?

В Беларуси начался самый технологичный всереспубликанский соцопрос под слоганом «Взгляд на настоящее - шаг в будущее»

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Общество

От зоны отчуждения до места притяжения

Больше тридцати лет опустевшие белорусские деревни после взрыва на Чернобыльской АЭС были скрыты от любопытных глаз заборами, густо обтянутыми колючей проволокой. Сегодня сюда приглашают туристов

Общество

«Ну ты, Леха, даешь!...»

Не стало Алексея Леонова - первого из землян, побывавшего в открытом космосе. Астронавта, который мог первым ступить на Луну

Культура

Билет на подземный балет

Ночь классики в метро, выступление с королевским размахом, беби-концерт - в Минске завершился XIV Международный фестиваль Юрия Башмета

Общество

«Твой Костя. Октябрь 43-го…»

В Могилев из Москвы передали уникальные письма Константина Симонова. Корреспондент «СВ» одной из первых взглянула на раритеты