А теперь горбатый!
Музей ВВС в Монине без преувеличения уникальный: здесь собрана техника, на которой воздушные асы в годы Великой Отечественной успешно противостояли врагам
На выставке можно изучить историю авиации. Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Музей - 120 гектаров территории, 194 летательных аппарата и 50 тысяч экспонатов. Полдня едва хватит, чтобы самому изучить всю территорию. Поэтому беру экскурсию. Ее проводит полковник в отставке, летчик 1-го класса, участник боевых действий в Афганистане Сергей Олейник.
- У Беларуси - самая сильная армия в Европе. Знаю, Минск снял с вооружения Су-27 и Су-24 - выработали свой ресурс. Зато летают модернизированные истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25. Они у нас на открытой стоянке, - со знанием дела говорит военный летчик. А мы идем в зал Великой Отечественной войны.
ТРУДЯГА-«ИШАЧОК»
Летчики ласково звали этот истребитель «ишачок» - сокращение от И-16. До 1942 года именно он был основной ударной силой наших ВВС. Из вооружения - две пушки на крыльях и столько же синхронизированных пулеметов под двигателем. Еще одна фишка: шасси на нем убирались не гидросистемой, а с помощью тросика. У пилота под левой рукой находилась катушка, при взлете нужно было намотать металлическую стропу, сделав 44 оборота, и поставить на предохранитель. А при посадке, наоборот, отпустить его. На И-16 летал Валерий Чкалов, совершил свой таран Виктор Талалихин, воевал в Испании и на Халхин-Голе дважды Герой Советского Союза, уроженец Новогрудского уезда Сергей Грицевец.
«ЛЕТАЮЩАЯ ЛИЛИЯ»
Лидия Литвяк внесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-пилот, сбившая больше всего самолетов противника. На носу ее Як-3 была нарисована лилия - так и появилось прозвище «Летающая Лилия» или, как еще ее называли, «Белая Лилия». Однажды, возвращаясь с задания, Литвяк получила приказ: сбить немецкий самолет, летавший над нашим аэродромом, из-за чего никто не мог взлететь. Задание она выполнила. Поверженный фриц оказался немецким бароном - воздушным асом, награжденным железным крестом с бриллиантами, который вручал лично Гитлер. Попав в плен, он интересовался только именем того, кто смог сбить его в пять минут. «Я прошел четыре войны, у меня на счету больше тридцати сбитых самолетов противника», - кипятился он. Когда пришла хрупкая невысокая блондинка, немец не поверил. Тогда Литвяк через переводчика рассказала ему все подробности боя. В знак уважения протянул ей золотые часы, но девушка отказалась: «От врагов народа подарки не принимаю». Спустя два месяца она отправилась в свой последний полет. Место ее захоронения нашли под Донецком лишь в 1970-х. А в 1990 году Лидии Литвяк посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
НИ ДНА ТЕБЕ, НИ ПОКРЫШКИНА
Боевое крещение истребитель Ла-7 получил 24 июня 1944 года в небе над Барановичами. На самолете, который находится в Музее ВВС, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сбил 17 бортов противника. Всего же он уничтожил 62 вражеские машины. Звезды за них украшают фюзеляж Ла-7. Стоило появиться в небе Александру Покрышкину, как немцы тут же сообщали по радио: «Ахтунг, ахтунг, в небе Покрышкин!» А вот при встрече с Кожедубом давали позывной «Ахтунг, ахтунг, красный нос!» И действительно, нос у самолета заметного яркого цвета. Иван Никитович сам его раскрасил - пусть враги издалека видят. На Ла-7 воевал и дважды Герой Советского Союза, уроженец Гомельщины Павел Головачев.
НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин официально сбил 59 самолетов, но, говорят, на самом деле их было свыше 90. Когда в полк из училища прибывало пополнение, он брал их к себе ведомыми. Если во время боя сбивал несколько самолетов, то один из них при приземлении «отдавал» молодому напарнику. Чтобы в следующий раз тот в воздухе рвал и метал.
КРЕПОСТЬ В НЕБЕ
Ил-2 признан самым массовым в мире. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru
Самый массовый самолет времен войны - Ил-2 - был настоящей летающей крепостью. Лобовое стекло в кабине пилота толщиной 5 см выдерживало обстрел крупнокалиберным пулеметом. Поначалу самолет был одноместным, без снайпера, что позволяло немцам спокойно его расстреливать. Тогда фронтовые Кулибины позади кабины пилота проделали дырку и вставили туда швабру, которая играла роль пулемета. А позже в верхней части фюзеляжа прорезали отверстие - так можно было разместить стрелка и смонтировать примитивную установку пулемета с минимальным боекомплектом. Условия, мягко говоря, спартанские. Табуретку и ту не поставишь, приходилось вязать гамак. При виражах он часто обрывался, и стрелки гибли. Один из выживших вспоминал: «Сижу в гамаке, стреляю по мессеру и вдруг проваливаюсь. Попали в воздушную яму. Самолет отдельно, я - сам по себе. Хорошо, что был парашют». Немцы прозвали Ил-2 «черной смертью», а наши из-за формы кабины в шутку кликали «горбатым». Обычно во время вылета самолет трижды заходил на бомбардировку. Во время одной из наземных операций договорились: нужно сделать четвертый заход, пустой, помочь войскам при наступлении. Немцы, конечно, об этом плане не знали и резво попрятались в окопы, ожидая бомбежки, а наша пехота в этот момент спокойно пошла в атаку.
ЖЕНСКИЙ ПОЛК
«НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ» В МАСКАХ ФАНТОМАСА
В войну самолетами У-2 были укомплектованы 70 мужских полков и один женский. Летали на них девчонки 17 - 18 лет, ушедшие на фронт сразу после 10-го класса. Пять месяцев обучения - и в бой. Командиру полка Евдокии Бершанской в начале войны было 28 лет, а ее за «солидный» возраст называли бабушкой.
Днем У-2 вывозил раненых от партизан, а ночью превращался в боевую машину. На борт брали четыре бомбы общим весом двести кило. Больше запрещало начальство, чтобы дальность полета не уменьшалась. Но девушки шли на хитрость. В заднюю кабину, пока никто не видел, брали бомбочки по полтора - два кило. В первый заход сбрасывали основной груз, а потом заходили по новой и, как пилоты в Первую мировую войну, кидали маленькие снаряды руками.
Кабины в У-2 открытые, поэтому зимой, чтобы не обморозить лицо, девчата надевали специальные маски, как у Фантомаса. За это немцы прозвали этих летчиц «ночными ведьмами», хотя колдуньи летали на метлах бесшумно, а У-2 тарахтел, как кукурузник. Опытные пилоты убирали обороты и даже выключали двигатель, заглушая таким образом звук. А вот скорость у него по нынешним временам была невысока - всего 145 километров в час.
В женском полку было 23 Героя Советского Союза, среди них - выпускница Гомельского аэроклуба Полина Гельман. У мужчин-летчиков такого звездного соединения не было.