САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Максим Чижиков

А теперь горбатый!

Музей ВВС в Монине без преувеличения уникальный: здесь собрана техника, на которой воздушные асы в годы Великой Отечественной успешно противостояли врагам

На выставке можно изучить историю авиации. Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Музей - 120 гектаров территории, 194 летательных аппарата и 50 тысяч экспонатов. Полдня едва хватит, чтобы самому изучить всю территорию. Поэтому беру экскурсию. Ее проводит полковник в отставке, летчик 1-го класса, участник боевых действий в Афганистане Сергей Олейник.

- У Беларуси - самая сильная армия в Европе. Знаю, Минск снял с вооружения Су-27 и Су-24 - выработали свой ресурс. Зато летают модернизированные истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25. Они у нас на открытой стоянке, - со знанием дела говорит военный летчик. А мы идем в зал Великой Отечественной войны.

ТРУДЯГА-«ИШАЧОК»

Летчики ласково звали этот истребитель «ишачок» - сокращение от И-16. До 1942 года именно он был основной ударной силой наших ВВС. Из вооружения - две пушки на крыльях и столько же синхронизированных пулеметов под двигателем. Еще одна фишка: шасси на нем убирались не гидросистемой, а с помощью тросика. У пилота под левой рукой находилась катушка, при взлете нужно было намотать металлическую стропу, сделав 44 оборота, и поставить на предохранитель. А при посадке, наоборот, отпустить его. На И-16 летал Валерий Чкалов, совершил свой таран Виктор Талалихин, воевал в Испании и на Халхин-Голе дважды Герой Советского Союза, уроженец Новогрудского уезда Сергей Грицевец.

«ЛЕТАЮЩАЯ ЛИЛИЯ»

Лидия Литвяк внесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-пилот, сбившая больше всего самолетов противника. На носу ее Як-3 была нарисована лилия - так и появилось прозвище «Летающая Лилия» или, как еще ее называли, «Белая Лилия». Однажды, возвращаясь с задания, Литвяк получила приказ: сбить немецкий самолет, летавший над нашим аэродромом, из-за чего никто не мог взлететь. Задание она выполнила. Поверженный фриц оказался немецким бароном - воздушным асом, награжденным железным крестом с бриллиантами, который вручал лично Гитлер. Попав в плен, он интересовался только именем того, кто смог сбить его в пять минут. «Я прошел четыре войны, у меня на счету больше тридцати сбитых самолетов противника», - кипятился он. Когда пришла хрупкая невысокая блондинка, немец не поверил. Тогда Литвяк через переводчика рассказала ему все подробности боя. В знак уважения протянул ей золотые часы, но девушка отказалась: «От врагов народа подарки не принимаю». Спустя два месяца она отправилась в свой последний полет. Место ее захоронения нашли под Донецком лишь в 1970-х. А в 1990 году Лидии Литвяк посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

НИ ДНА ТЕБЕ, НИ ПОКРЫШКИНА

Боевое крещение истребитель Ла-7 получил 24 июня 1944 года в небе над Барановичами. На самолете, который находится в Музее ВВС, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сбил 17 бортов противника. Всего же он уничтожил 62 вражеские машины. Звезды за них украшают фюзеляж Ла-7. Стоило появиться в небе Александру Покрышкину, как немцы тут же сообщали по радио: «Ахтунг, ахтунг, в небе Покрышкин!» А вот при встрече с Кожедубом давали позывной «Ахтунг, ахтунг, красный нос!» И действительно, нос у самолета заметного яркого цвета. Иван Никитович сам его раскрасил - пусть враги издалека видят. На Ла-7 воевал и дважды Герой Советского Союза, уроженец Гомельщины Павел Головачев.

 

НАУКА ПОБЕЖДАТЬ

Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин официально сбил 59 самолетов, но, говорят, на самом деле их было свыше 90. Когда в полк из училища прибывало пополнение, он брал их к себе ведомыми. Если во время боя сбивал несколько самолетов, то один из них при приземлении «отдавал» молодому напарнику. Чтобы в следующий раз тот в воздухе рвал и метал.

КРЕПОСТЬ В НЕБЕ

А теперь горбатый! 

Ил-2 признан самым массовым в мире. Фото: Владимир Веленгурин/kpmedia.ru

Самый массовый самолет времен войны - Ил-2 - был настоящей летающей крепостью. Лобовое стекло в кабине пилота толщиной 5 см выдерживало обстрел крупнокалиберным пулеметом. Поначалу самолет был одноместным, без снайпера, что позволяло немцам спокойно его расстреливать. Тогда фронтовые Кулибины позади кабины пилота проделали дырку и вставили туда швабру, которая играла роль пулемета. А позже в верхней части фюзеляжа прорезали отверстие - так можно было разместить стрелка и смонтировать примитивную установку пулемета с минимальным боекомплектом. Условия, мягко говоря, спартанские. Табуретку и ту не поставишь, приходилось вязать гамак. При виражах он часто обрывался, и стрелки гибли. Один из выживших вспоминал: «Сижу в гамаке, стреляю по мессеру и вдруг проваливаюсь. Попали в воздушную яму. Самолет отдельно, я - сам по себе. Хорошо, что был парашют». Немцы прозвали Ил-2 «черной смертью», а наши из-за формы кабины в шутку кликали «горбатым». Обычно во время вылета самолет трижды заходил на бомбардировку. Во время одной из наземных операций договорились: нужно сделать четвертый заход, пустой, помочь войскам при наступлении. Немцы, конечно, об этом плане не знали и резво попрятались в окопы, ожидая бомбежки, а наша пехота в этот момент спокойно пошла в атаку.

ЖЕНСКИЙ ПОЛК

«НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ» В МАСКАХ ФАНТОМАСА

В войну самолетами У-2 были укомплектованы 70 мужских полков и один женский. Летали на них девчонки 17 - 18 лет, ушедшие на фронт сразу после 10-го класса. Пять месяцев обучения - и в бой. Командиру полка Евдокии Бершанской в начале войны было 28 лет, а ее за «солидный» возраст называли бабушкой.

Днем У-2 вывозил раненых от партизан, а ночью превращался в боевую машину. На борт брали четыре бомбы общим весом двести кило. Больше запрещало начальство, чтобы дальность полета не уменьшалась. Но девушки шли на хитрость. В заднюю кабину, пока никто не видел, брали бомбочки по полтора - два кило. В первый заход сбрасывали основной груз, а потом заходили по новой и, как пилоты в Первую мировую войну, кидали маленькие снаряды руками.

Кабины в У-2 открытые, поэтому зимой, чтобы не обморозить лицо, девчата надевали специальные маски, как у Фантомаса. За это немцы прозвали этих летчиц «ночными ведьмами», хотя колдуньи летали на метлах бесшумно, а У-2 тарахтел, как кукурузник. Опытные пилоты убирали обороты и даже выключали двигатель, заглушая таким образом звук. А вот скорость у него по нынешним временам была невысока - всего 145 километров в час.

В женском полку было 23 Героя Советского Союза, среди них - выпускница Гомельского аэроклуба Полина Гельман. У мужчин-летчиков такого звездного соединения не было.

 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также