Узнай у священника
Набираем номер
Одновременно пользоваться службой могут 360 человек. Но «живая беседа» со священником, о которой сразу думаешь, пока остается лишь в планах организаторов. Причины не только в молодости проекта, но и в технических проблемах – уже при нынешней пропускной способности к дежурству на телефоне пришлось бы привлечь больше сотни священников. Так что все сообщения пришлось записать на пленку, и на каждый звонок отвечает «электронный» батюшка.
В базе данных телефонной службы находится информация о церковных праздниках, постах и святых таинствах, тексты молитв, рассказы о православных святынях Москвы и области и даже взгляды Церкви на разные житейские вопросы. Правда, небольшой элемент интерактивности все же есть: в разделе «сложные вопросы личной жизни» можно набрать «0» и надиктовать свой вопрос на автоответчик. Ответ на него должен появиться после обновления системы.
О просветительских целях проекта сказал его руководитель от РПЦ, иерей Вадим Леонов: «В России около 70% людей ассоциируют себя с православием, но едва ли 10% из них знают, что это такое. Мы решили донести истину о православии, потому что свое незнание они восполняют домыслами».
Считаем деньги
В самой идее создать подобный сервис нет ничего нового. На региональном уровне православные телефонные службы открывались и раньше: в Воронеже, Казани, Ярославле. С позапрошлого года православный «телефон доверия» работает в Новгородской области, с февраля этого года – в Москве.
Своеобразным предшественником проекта «Узнай у священника», по словам его куратора, диакона Михаила, была в 2001-2006 годах. Воронежская справочная. Этот некоммерческий сервис держался исключительно на энтузиазме создателей. Довольно интересно, что Воронежская служба закрылась как раз по финансовым причинам.
Теперь за звонок придется заплатить. Одиннадцать рублей за минуту разговора по номеру 09399, или десять рублей плюс стоимость междугородной связи, если со стационарного телефона набрать 8 (809) 505-83-99. Организаторы утверждают, что «Узнай у священника» – некоммерческая служба и все вырученные средства пойдут на ее техническое обслуживание. Сервис даже обещают сделать совершенно бесплатным после того, как проект окупится и появятся частные инвесторы. Но когда это случится, никто не знает. Те, кому такие звонки не по карману, могут воспользоваться бесплатным номером: 8 (800) 505-93-99. Его пропускная способность ограничена, но пока что это не мешает дозвониться.
Мобильная исповедь?
Без этого вопроса не обошлось и на этот раз. Но публикаций под заголовками «Исповедаться по телефону могут отныне москвичи» (так в печати отреагировали на запуск другого, столичного православного телефонного сервиса в феврале), к счастью, не было. Пресс-служба РПЦ дала однозначный ответ: услуга исповеди по телефону никогда не получила бы благословение Патриарха. Как оказалось, столь принципиальная позиция была озвучена не просто потому, что в данном случае используется техническое средство – посредник. История знает другие примеры. Например, телефонная исповедь тверского губернатора Бютинга Н.Г. в революционном 1917 году. В день отречения Николая II от престола, 2 марта 1917 года, и незадолго до собственной гибели от рук революционеров по телефону исповедался тверской губернатор Бютинг Н.Г. Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова): «Видя неизбежный конец, он захотел тоже исповедаться перед смертью, но было уже поздно. Его личный духовник, прекрасный старец протоиерей Лесоклинский, не мог быть осведомлен: времени осталось мало. Тогда губернатор звонит викарному епископу Арсению и просит его исповедать по телефону... Это был, вероятно, единственный в истории случай такой исповеди и разрешения грехов...» Известны и «письменные» исповеди священников, которые при советской власти пропадали на Соловках и в других лагерях. Все это было допустимо, поскольку между духовником и исповедующимся были установлены доверительные отношения, необходимые при отпущении грехов. Телефонная служба, в том числе «Узнай у священника», тесного духовного общения предоставить не может. Это прекрасно понимают ее создатели, поэтому они и построили сервис по принципу «информационного портала».
По оценкам организаторов службы, за несколько месяцев работы они успели принять более 20 тысяч звонков. Технический директор Дмитрий Коноплянский говорит, что появились и «постоянные клиенты». И хотя пока сложно говорить о том, насколько популярной может стать подобная служба в России, цифры говорят сами за себя.