За 0,0065 га земли засудят
Маленькая церковь преподобного Феодора Студита в силу разных обстоятельств оказалась зажата позднейшими застройками, а с одной стороны ее так прижали стеной, что крестным ходом, например, не пройти.
Особой трагедии, конечно, нет – но неудобства для верующих существенные.
История
Московский храм преп. Феодора Студита у Никитских ворот – очень старая маленькая церковь: впервые упоминается в летописи 1547 года как часовня. А храм в современном виде построен во времена царя Алексея Михайловича патриархом Филаретом по обету после возвращения из девятилетнего плена в Польше.
Прихожанином храма в свое время был полководец Александр Васильевич Суворов – пел в этой церкви на клиросе, здесь отпевал своих родителей.
Видела церковь наполеоновское нашествие, чудом уцелела в страшных московских пожарах.
При коммунистах церковь, естественно, закрыли и использовали как склад – во всяком случае, не снесли, как снесены в 60-х годах прошлого века постройки на церковном дворе.
А на исторической церковной земле построили жилой дом и детсад для детей членов Советского правительства.
В начале 90-х годов церковь вернули верующим – один только храм, без других построек.
Сейчас с одной стороны церковь стеснена шестиэтажным жилым домом, с другой – стенкой бывшего детсада. Западное крыльцо выходит на гаражи, а обойти храм по кругу, как положено, скажем, на Пасху или престольный праздник, невозможно.
Власть и церковь
Когда затеялась приватизация, детсад закрыли, и в нем разместилось представительство губернатора Курской области (Руцкой был такой, если помните).
Потом представительство ликвидировали, и настоятель церкви иеромонах Ермоген писал в 1999-м мэру Москвы: «Из достоверных источников нам стало известно, что освобождается здание Представительства… данный дом находится на историческом земельном участке, принадлежащем Русской Православной Церкви. Мы не имеем никаких строений, бывших на церковном дворе не так давно (все снесены в 60-х годах). Этот благожелательный акт даст нам возможность разместить в этом доме крестильню, просфорню, воскресную школу, что позволит освободить храм от чрезмерной стесненности.
Будем за Вас молиться».
Мэр не ответил, а бывший детсад продали коммерсантам – сейчас им владеет ООО «Ф10».
Суд мирской
Ситуация сложилась, прямо скажем, безбожная. Президент Ельцин от души повелел возвращать храмы верующим, и все – от начальства до братков – повалили в храмы. Но это касалось только внешнего, показного благочестия, а когда речь шла о делах материальных, о недвижимости и московской земле – духовный накал спадал. Храмы, скажем, отдавали, а утварь церковную из музеев – нет: достояние всего народа. Или вот с земелькой храма преп. Феодора Студита: не отдали и не отдают ни в какую. Богу, как говорится, богово, а кесарю – уже кесарево. То есть – в суд, в суд, только в суд.
С 2003 года прихожане и настоятель повели борьбу за свой храм.
Сначала Москомимущество даже согласилось – да, вы правы, забор бывшего детсада не на месте и подлежит переносу. Прихожане обрадовались, пригнали технику и даже успели экскаватором отгрызть кусок забора. Но ООО «Ф10» вызвало охрану и обратилось в милицию (даже требовали возбудить уголовное дело, но получили отказ).
Теперь – суды один за другим. Причем отец Ермоген уже даже и не мечтает заполучить в собственность прихода бывший детсад.
Речь в судах идет о 0,0065 га земли: так разживется храм, если 150-метровый кирпичный забор будет перенесен на два метра, чтобы освободить пространство для крестного хода.
Нынешний владелец здания успешно отбивается. Простому человеку, пожалуй, трудно будет уяснить себе, в чем суть спора и почему один суд говорит так, а другой – этак. Пока что верх вроде бы у коммерсантов, которые живут в доме, построенном на церковной земле.
Статья 282 УК РФ?
Спросить у людей, противостоящих храму, не могут ли они просто пожертвовать эту землю, не удается.
Сведений о себе ООО в Интернете не размещает – кто его владельцы и чем вообще промышляет «Ф10». По контактному телефону корреспонденту «СВ» не представившаяся дама немного нервно разъяснила, что руководство в отпуске на все лето и никакой возможности связаться со старшими товарищами нет. Дала понять, что от предыдущих случаев общения с журналистами у нее самое отвратное впечатление.
Можно было бы, конечно, узнать – кто там владелец и чем занимается. Даже национальность можно узнать, если нужно.
Да только к делу это ровно никакого отношения не имеет.
А что имеет? А то, что в центре Москвы можно мешать отправлять религиозные обряды – русским, православным, москвичам, прихожанам древнего храма.
Посмотрел бы я, если бы помешали исполнять обряды верующим какой-нибудь другой конфессии.
И если этот факт не имеет отношения к разжиганию религиозной вражды, то остается только посыпать голову пеплом, утирать рукавом сопли и тихо канючить в уголке.