САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Дело Чичикова бессмертно

«Мертвые души» образования

В канун 2007 года Пермская областная прокуратура возбудила уникальное уголовное дело – в отношении директора обычной средней общеобразовательной школы Владимира Сокола.
В чем же его обвиняли? Ни много ни мало – в мошенничестве! Он занимался хрестоматийными гоголевскими приписками «мертвых душ». Точнее, не существующих в школе учеников.
Кто и зачем подтолкнул педагога к столь авантюрному шагу? Стремление к богатству и славе? Желание скорейшего карьерного роста? А может быть, желание «красиво» отчитаться перед начальством, как это частенько случалось в достопамятные времена советского «всеобуча»?
На самом деле ни то, ни другое и ни третье. Владимиром Соколом двигал всего лишь инстинкт самосохранения. Ибо с 2006 года многие российские школы (пока еще в порядке эксперимента) перешли на новый, «нормативно-подушевой», принцип финансирования, или «деньги – за учеником». Казалось бы, все разумно. Принцип нормативно-подушевого финансирования должен приносить школе следом за новыми учениками новые денежные поступления. Но ведь у палки, как известно, всегда два конца. То есть в случае утраты учеников школой эта школа будет терять деньги и «проигрывать в конкурентной борьбе». Интересно, кому?
За пореформенные годы в России было закрыто около 10 тысяч школ. Это коснулось в первую очередь села, которое потеряло более 6 тысяч учебных заведений. Куда делись дети? Вы думаете, поехали учиться в другие населенные пункты, в другие школы? Нет! Зато мы получили огромную армию беспризорников, которых сегодня в России, по разным данным, от 2,5 до 3 миллионов. И это – результат целенаправленной деятельности по уничтожению системы российского образования.

«Вышка» образованию

Только у пораженных неизлечимым «либерал-монетаризмом» руководителей «Вышки» (так специалисты называют Высшую школу экономики) могла родиться мысль приравнять 99% территории России к мегаполисам типа Москвы и Санкт-Петербурга. Потому что конкуренция на «рынке образовательных услуг» возможна только в этих мегаполисах. И то довольно относительная. Ибо главным принципом в системе нашего среднего образования была максимальная приближенность школы к месту проживания ученика. А реформаторы из «Вышки» предлагают подросткам и их родителям «пошастать» в огромном мегаполисе в поисках более комфортной и лучше оборудованной школы. Не будем говорить о том, насколько толчея в городском транспорте будет способствовать усвоению учебного материала детьми и подростками. – в конце концов, «у всех, кому надо», давно есть личные или даже служебные автомобили. Не будем говорить и о том «геноциде» опытных педагогических кадров, который фактически устроен в рамках «нормативно-подушевого» финансирования «от Москвы до самых до окраин». Не будем даже специально рассматривать тот факт, что самыми высокими темпами идет сокращение бюджетных (то есть бесплатных) мест в государственных вузах на педагогические специальности. Предположим, что стране педагоги больше не нужны.
Но есть один важнейший аспект обозначенной проблемы – это качество среднего образования. Переходя на «нормативно-подушевой» принцип финансирования, мы забываем об одной немаловажной детали: любая школа, независимо от числа обучающихся в ней детей, должна иметь полный набор учебного оборудования, полный комплект педагогических кадров и прекрасное материальное состояние, обеспечивающее комфортное обучение и безопасность каждого ребенка. А педагог должен получать заработную плату независимо от количества учеников в классе. В первую очередь должны учитываться его профессиональные навыки, педагогическое мастерство, стаж педагогической деятельности и конечный результат. То есть уровень знаний учеников. При этом чем меньше учеников будет в классе, тем выше окажется итоговый уровень их подготовки. Практика показывает, что оптимальное количество учащихся в классе должно составлять не более 15 человек. При 25 учащихся качество снижается в два раза. При 35 – класс становится практически неуправляемым. И здесь не помогут никакие самые передовые методики.
Переводя школы на новый принцип финансирования, мы фактически толкаем учителей на профессиональное преступление против своих учеников. К тому же на одного ученика общеобразовательной средней школы города Москвы приходится в год 24 тысячи рублей (а в лицеях – до 40 тысяч рублей). А на такого же ученика в обычной сельской школе Калужской области – только 8 тысяч рублей. Почему? Ответить на этот вопрос не может даже министр Фурсенко. Разве у нас уже отменен конституционный принцип равенства всех граждан страны – в части получения качественного общего среднего образования?

Призрак «оранжевого» образования

Вот уже несколько лет нас пугают призраком «оранжевой революции». А ведь она у нас давно уже на пороге. Ибо однажды достаточно будет некоему «доброму дяде» объяснить молодежи (и их родителям), что попрано ее самое главное право – право на получение равного со всеми, полноценного образования. И волна эта неминуемо сметет любой политический режим.
Видимо, этого и добиваются так называемые «реформаторы» «Вышки», единомышленники Каспарова и Касьянова. Однако они делают это не под знаменами «Другой России», а под покровом академической науки и новоиспеченных «институтов гражданского общества». Например, комиссии Общественной палаты со звучным названием «По проблемам сохранения интеллектуального потенциала нации». Кстати, руководит данной комиссией все тот же небезызвестный стране «реформатор» и по совместительству ректор «Вышки» Ярослав Кузминов.
В недрах ВШЭ рождаются все новые и новые «судьбоносные» идеи. Например, создания на базе государственных образовательных заведений «автономных учреждений». Или поголовного перевода всех школ и вузов страны на единый государственный экзамен.
Между тем Россия медленно, но верно скатывается вниз по уровню развития образования. Если еще 15-20 лет назад мы уверенно занимали место в первой пятерке, то теперь наша страна отодвинулась на 27-е место в мире. Уровень расходов на образование в России сегодня в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП), как минимум, в два раза ниже, чем в ведущих европейских странах. А от Финляндии, например, мы отстаем здесь более чем в четыре раза. То есть очень скоро по уровню образования мы сравняемся со странами «третьего мира». И введение «нормативно-подушевого» принципа финансирования только усугубляет этот процесс.
Так что пример Владимира Сокола из Перми весьма показателен. Он фактически является синдромом серьезного клинического заболевания, которому подвергнута сегодня вся школьная система России. И никакие прививки в виде «национальных проектов» здесь не помогут. Нужно серьезное хирургическое вмешательство, борьба не со следствиями, а с причинами. Иначе на путь гоголевского Чичикова вскоре вынуждены будут встать практически все директора российских школ.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

Любой каприз за ваши деньги

Павел Родионов

Дональд Трамп, как говорят, задумал коварную штуку, которая может здорово прополоть грядку американского ВПК.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также