САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Автор Борис Орехов

Безумный МАКС

Россия вновь подтвердила статус одного из лидеров мировой авиации. В Международном авиа-космическом салоне в подмосковном Жуковском участвовали 827 компаний из 33 стран. Российская экспозиция стала наиболее внушительной

ФОТО: Антон Пикус

ЛИМУЗИН ОТ КАРЛСОНА

Десятки самолетов и вертолетов, образцы продвинутой, не имеющей аналогов авионики, вооружение на любой вкус. И сразу несколько летающих аппаратов с приставкой супер. Поднялась в воздух долгожданная новинка МС-21. Среднемагистральный лайнер, чья помпезная презентация с выкаткой первого опытного самолета состоялась на заводе «Иркут» еще три года назад, только сейчас впервые был представлен широкой публике. Машина впечатляет. В ней целый сгусток ноу-хау. Крылья из российских композитных материалов, которые легче привычного алюминия, но не уступают ему по прочности. Из-за санкций заграница прекратила нам поставку авиационных композитов. Ничего - наладили производство у себя. Даже лучше импортных. Все можем, когда захотим. Или когда прижмет.

И двигатель у него тоже будет родной - ПД-14, надежный и экономичный.

- Надеюсь, будем идти по графику, в 2020 году мы завершим все сертификационные процедуры и начнем серийный выпуск нового лайнера уже в 2021 году, - заявил на МАКСе вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Летающий лимузин с брендом «made in Russia» - тоже больше уже не мечта, а реальность. Вертолет «Ансат» в стилистике президентских авто «Aurus» стал еще одной звездой салона.

Организаторы специально поставили их рядом на площадке - люксовый автомобиль и воздушного тезку. Типа точно такой же, только с пропеллером. Наворочена вертушка - мама не горюй. Просторный салон отделан кожей и шпонированным алюминием. Светозащитная система
с сенсорным управлением. А шума двигателей в салоне почти не слышно. Самый тихий в классе.

- Это принципиально новый подход к сегменту корпоративных перево-зок - в конструкцию внесли больше десяти изменений для повышения эргономики и надежности, - заявил глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

В отличие от зарубежных аналогов «Ансат» способен эксплуатироваться в температурном диапазоне от +50 до -50 градусов. Для России - крайне актуально. К Деду Морозу с комфортом - да запросто.

НЕБЕСНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ

МАКС - это еще пилотажное пиршество, на которое в Жуковский каждый раз съезжаются посмотреть сотни тысяч зрителей.

Рев взлетающего на форсаже истребителя пробирает до мурашек. Многотонная машина, едва оторвавшись от полосы, круто вскидывает нос и свечой уходит в небо. Зрители аплодируют от восторга. Вслед за боевыми машинами в небе шустрят-кувыркаются спортивные аэробаты. То, что вытворяют эти крылатые малыши, не под силу ни одному истребителю даже с управляемым вектором тяги. На запредельных кульбитах перегрузка зашкаливает за десятку.

Спортсмены-пилотажники из группы «Первый полет» специально к этому МАКСу подготовили новую фигуру - «Пропеллер». В небе тройка Як-52. Один самолет идет строго горизонтально, два других начинают крутить вокруг него бочки. Создается впечатление, что в воздухе, и правда, вращается огромный винт. А в конце своей программы и вовсе сотворили нечто - уже пятеркой самолетов изобразили в небе четкую, будто напечатанную на принтере, надпись - «MAKS 2019». Даже кавычки поставили.

Как всегда, безупречны были «Русские Витязи» и «Стрижи». Крутят фигуры, словно связанные невидимым тросом. Расстояние между машинами порой всего пять метров. Но строй держат железно. За кажущейся простотой - годы тренировок и высочайший класс летчиков.

ЛЕГЕНДЫ ИЗ БОЛОТА

Безумный МАКС
ФОТО: Антон Пикус

Такие непривычно маленькие, неказистые на фоне современных крылатых машин. Но за каждым - суровая боевая биография. Именно на этих самолетах «сталинские соколы» приняли первый удар фашистских люфтваффе летом 1941 года. На МиГ-3 счет победам открыл Александр Покрышкин. Именно «мигари» сыграли основную роль в отражении налетов на Москву. Про Ил-2 и говорить нечего. Одно слово - летающий танк. Главный ударный кулак советских ВВС. За годы войны собрали больше 36 тысяч таких - мировой рекорд на все времена.

Все машины, выставленные на МАКСе, не какие-нибудь новодельные копии, а настоящие бойцы, сражавшиеся с врагом. МиГ-3 лейтенанта Владимира Алексеева был сбит в бою с «Мессершмиттами» 15 августа 1942 года подо Ржевом. Горящая машина рухнула в болото. Летчик погиб. Штурмовик Ил-2 также подбили во время атаки на вражеский аэродром осенью 1943 года. Он вынужденно сел на озеро Кулонга в Мурманской области. Летчика Александра Каличева тогда спасли местные жители. А самолет только два года назад подняли со дна озера и восстановили энтузиасты из «Крылатой памяти Победы». И не просто восстановлен - Ил-2 опять летает. Каждый день работы на МАКСе его поднимал в воздух летчик-испытатель Александр Барсук.

- Планер восстановить не проблема, но где вы взяли двигатели для этих машин? - спрашиваем у руководителя «Крылатой памяти» Бориса Осетинского.

- На И-153 стоит его родной движок, который, к счастью, оказался не сильно поврежден, и мы его реанимировали. На МиГе и Иле - американские двигатели «Аллисон», 40-х годов выпуска, купили у энтузиастов авиации в Штатах. Родные моторы были совсем убитыми.

- Как получилось, что у нас вообще не было летающих самолетов периода войны, пока вы не начали их восстанавливать. В Британии некоторые «Ланкастеры», «Спитфайеры» и «Харрикейны» до сих пор в составе ВВС?

- Причина банальная: английские машины целиком алюминиевые, многие наши делались с применением дерева. Срок эксплуатации Як-3 был всего три года. Дерево рассыхается, коробится. Поэтому их просто списывали скопом. Теперь исправляем эту ошибку.

- Какой самолет следующим поставите на крыло?

- Бомбардировщик Ту-2. Борт с очень извилистой биографией. Бил фашистов, потом служил в ВВС КНР, после списания его продали в США, где мы его нашли и выкупили. Думаю, на следующем авиасалоне поднимем его в воздух.

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ. И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

За новым российским истребителем выстроилась очередь.

Микояновцы презентовали на МАКСе новую версию истребителя МиГ-35 поколения «4++». У самолета неотступно толпились иностранные делегации.

Заморские профи в армейских мундирахи в штатском то и дело взбирались по приставной лестнице и, согнувшись знаком вопроса, внимательно изучали начинку кабины. «Да берите, не глядя, мужики», - хотелось крикнуть. Лучшего крылатого продукта в этом классе вам все равно никто не предложит. Если, конечно, вам нужен настоящий воздушный боец, а не показушная игрушка.

МиГ-35 - мастер на все руки. В ближнем бою одолеет любого противника. Да и в дальнем не подкачает. Его локатор с активной фазированной решеткой засекает цель типа истребитель на дистанции 150 километров. Одинаково успешно работает как по воздушным, так
и по наземным и морским целям, не входя в зону действия ПВО противника.

- Вооружение нашего истребителя практически такое же, как на Су-57 и Су-35, за исключением тех ракет, которые не проходят у нас по габаритам. Суховские машины тяжелее и больше, - рассказал корреспонденту «СВ» главный конструктор МиГ-35 Сергей Шостало. - Планер на двадцать процентов изготовлен из композитных материалов, с которыми мы научились хорошо работать. Главный их плюс, помимо выигрыша в весе, снижение заметности. Они поглощают радиоизлучение без нанесения специальных составов, а по прочности сопоставимы с алюминием.

- Как насчет импортозамещения?

- Абсолютно все блоки, включая авионику, произведеныв России. Хотя кое-какие зарубежные детали все же есть, лукавить не буду. Так, в процессорах «Эльбрус» кристаллы корейские. То же и с некоторыми микросхемами. Похожая картина на Су-57 и Су-35. Деваться некуда. Пока отстаем в этой области от заграницы.

- В войска МиГ-35 уже поступает?

- Четырнадцать машин ВКС уже закупили, планируют еще, но точные цифры раскрывать не могу, извините.

- За рубежом спрос будет?

- Обязательно. По оценкам экспертов, только в тех странах, куда авиатехнику поставлял еще СССР, на обновление парка легких истребителей в ближайшие годы потребуется порядка шестисот машин.

- Однако конкурентов предостаточно - американский F-16, французский «Рафаль». Если верить рекламе, шведский «Гриппен» считается самым навороченным по электронике.

- Правильно, только кому нужна эта электроника, когда он стоит на земле? Да, «Гриппен» очень навороченный, но на этом все. Как боевой самолет он никакой. На улице +35, и он уже не может взлететь, не спалив аппаратуру. На морозе - та же беда. А наши летают.

Продажа вооружения - дело тонкое. И качество техники не всегда оказывается решающим. Несколько лет назад МиГ-35 предыдущей модицикации проиграл индийский тендер французскому «Рафалю». О чем индусы, по словам экспертов, сейчас сожалеют. Теперь они объявили новый тендер. В случае победы Россия поставит в Индию 110 МиГ-35.

МАЛЕНЬКАЯ ХИТРЕНЬКАЯ ШТУЧКА

Белорусская экспозиция была по традиции одной из самых разнообразных.

Оборонку Синеокой представили около десяти предприятий. Особый интерес специалистов вызвали разработки в сфере радиоэлектронной защиты летательных аппаратов от управляемых ракет. А также возможности по ремонту, сервисному обслуживанию и модернизации воздушных судов, как боевых, так и гражданских. На стендах - новейшие разработки в области воздушной роботизированной техники и портативных диагностических комплексов. В том числе не имеющая мировых аналогов новинка - характериограф вольтамперных и импедансных сигнатур Assist-ASA. Звучит мудрено, но это компактное устройство просто незаменимо при ремонте самолетов.

- Похожие аппараты выпускают американцы, но наши лучше, - уверен главный конструктор минского «АТЕ-инжиниринг» Сергей Поросятьев. - Мощнее электронная частьи программная. Это помогает инженерам намного быстрее выявить неисправный элемент на электронной плате. Они у каждого производителя свои. Вопрос, как ремонтировать, если возникла необходимость. Связываться с разработчиком? Это время и расходы. Тут на помощь придет наш прибор. Он быстро и безошибочно определит «больное» место, чтобы вылечить самолет. Американские приборы не такие точные, да и работать с ними сложнее, чем с нашими, белорусскими.


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  2. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  3. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство
  4. Китайское судно могло намеренно повредить кабели в Балтийском море
  5. 25 украинских беспилотников сбили за ночь над территорией РФ
  6. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  7. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  8. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  9. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  10. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  11. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  12. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  13. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  14. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  15. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также