ФОТО: Антон Пикус
ЛИМУЗИН ОТ КАРЛСОНА
Десятки самолетов и вертолетов, образцы продвинутой, не имеющей аналогов авионики, вооружение на любой вкус. И сразу несколько летающих аппаратов с приставкой супер. Поднялась в воздух долгожданная новинка МС-21. Среднемагистральный лайнер, чья помпезная презентация с выкаткой первого опытного самолета состоялась на заводе «Иркут» еще три года назад, только сейчас впервые был представлен широкой публике. Машина впечатляет. В ней целый сгусток ноу-хау. Крылья из российских композитных материалов, которые легче привычного алюминия, но не уступают ему по прочности. Из-за санкций заграница прекратила нам поставку авиационных композитов. Ничего - наладили производство у себя. Даже лучше импортных. Все можем, когда захотим. Или когда прижмет.
И двигатель у него тоже будет родной - ПД-14, надежный и экономичный.
- Надеюсь, будем идти по графику, в 2020 году мы завершим все сертификационные процедуры и начнем серийный выпуск нового лайнера уже в 2021 году, - заявил на МАКСе вице-премьер РФ Юрий Борисов.
Летающий лимузин с брендом «made in Russia» - тоже больше уже не мечта, а реальность. Вертолет «Ансат» в стилистике президентских авто «Aurus» стал еще одной звездой салона.
Организаторы специально поставили их рядом на площадке - люксовый автомобиль и воздушного тезку. Типа точно такой же, только с пропеллером. Наворочена вертушка - мама не горюй. Просторный салон отделан кожей и шпонированным алюминием. Светозащитная система
с сенсорным управлением. А шума двигателей в салоне почти не слышно. Самый тихий в классе.
- Это принципиально новый подход к сегменту корпоративных перево-зок - в конструкцию внесли больше десяти изменений для повышения эргономики и надежности, - заявил глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
В отличие от зарубежных аналогов «Ансат» способен эксплуатироваться в температурном диапазоне от +50 до -50 градусов. Для России - крайне актуально. К Деду Морозу с комфортом - да запросто.
НЕБЕСНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ
МАКС - это еще пилотажное пиршество, на которое в Жуковский каждый раз съезжаются посмотреть сотни тысяч зрителей.
Рев взлетающего на форсаже истребителя пробирает до мурашек. Многотонная машина, едва оторвавшись от полосы, круто вскидывает нос и свечой уходит в небо. Зрители аплодируют от восторга. Вслед за боевыми машинами в небе шустрят-кувыркаются спортивные аэробаты. То, что вытворяют эти крылатые малыши, не под силу ни одному истребителю даже с управляемым вектором тяги. На запредельных кульбитах перегрузка зашкаливает за десятку.
Спортсмены-пилотажники из группы «Первый полет» специально к этому МАКСу подготовили новую фигуру - «Пропеллер». В небе тройка Як-52. Один самолет идет строго горизонтально, два других начинают крутить вокруг него бочки. Создается впечатление, что в воздухе, и правда, вращается огромный винт. А в конце своей программы и вовсе сотворили нечто - уже пятеркой самолетов изобразили в небе четкую, будто напечатанную на принтере, надпись - «MAKS 2019». Даже кавычки поставили.
Как всегда, безупречны были «Русские Витязи» и «Стрижи». Крутят фигуры, словно связанные невидимым тросом. Расстояние между машинами порой всего пять метров. Но строй держат железно. За кажущейся простотой - годы тренировок и высочайший класс летчиков.
ЛЕГЕНДЫ ИЗ БОЛОТА
ФОТО: Антон Пикус
Такие непривычно маленькие, неказистые на фоне современных крылатых машин. Но за каждым - суровая боевая биография. Именно на этих самолетах «сталинские соколы» приняли первый удар фашистских люфтваффе летом 1941 года. На МиГ-3 счет победам открыл Александр Покрышкин. Именно «мигари» сыграли основную роль в отражении налетов на Москву. Про Ил-2 и говорить нечего. Одно слово - летающий танк. Главный ударный кулак советских ВВС. За годы войны собрали больше 36 тысяч таких - мировой рекорд на все времена.
Все машины, выставленные на МАКСе, не какие-нибудь новодельные копии, а настоящие бойцы, сражавшиеся с врагом. МиГ-3 лейтенанта Владимира Алексеева был сбит в бою с «Мессершмиттами» 15 августа 1942 года подо Ржевом. Горящая машина рухнула в болото. Летчик погиб. Штурмовик Ил-2 также подбили во время атаки на вражеский аэродром осенью 1943 года. Он вынужденно сел на озеро Кулонга в Мурманской области. Летчика Александра Каличева тогда спасли местные жители. А самолет только два года назад подняли со дна озера и восстановили энтузиасты из «Крылатой памяти Победы». И не просто восстановлен - Ил-2 опять летает. Каждый день работы на МАКСе его поднимал в воздух летчик-испытатель Александр Барсук.
- Планер восстановить не проблема, но где вы взяли двигатели для этих машин? - спрашиваем у руководителя «Крылатой памяти» Бориса Осетинского.
- На И-153 стоит его родной движок, который, к счастью, оказался не сильно поврежден, и мы его реанимировали. На МиГе и Иле - американские двигатели «Аллисон», 40-х годов выпуска, купили у энтузиастов авиации в Штатах. Родные моторы были совсем убитыми.
- Как получилось, что у нас вообще не было летающих самолетов периода войны, пока вы не начали их восстанавливать. В Британии некоторые «Ланкастеры», «Спитфайеры» и «Харрикейны» до сих пор в составе ВВС?
- Причина банальная: английские машины целиком алюминиевые, многие наши делались с применением дерева. Срок эксплуатации Як-3 был всего три года. Дерево рассыхается, коробится. Поэтому их просто списывали скопом. Теперь исправляем эту ошибку.
- Какой самолет следующим поставите на крыло?
- Бомбардировщик Ту-2. Борт с очень извилистой биографией. Бил фашистов, потом служил в ВВС КНР, после списания его продали в США, где мы его нашли и выкупили. Думаю, на следующем авиасалоне поднимем его в воздух.
ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ. И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
За новым российским истребителем выстроилась очередь.
Микояновцы презентовали на МАКСе новую версию истребителя МиГ-35 поколения «4++». У самолета неотступно толпились иностранные делегации.
Заморские профи в армейских мундирахи в штатском то и дело взбирались по приставной лестнице и, согнувшись знаком вопроса, внимательно изучали начинку кабины. «Да берите, не глядя, мужики», - хотелось крикнуть. Лучшего крылатого продукта в этом классе вам все равно никто не предложит. Если, конечно, вам нужен настоящий воздушный боец, а не показушная игрушка.
МиГ-35 - мастер на все руки. В ближнем бою одолеет любого противника. Да и в дальнем не подкачает. Его локатор с активной фазированной решеткой засекает цель типа истребитель на дистанции 150 километров. Одинаково успешно работает как по воздушным, так
и по наземным и морским целям, не входя в зону действия ПВО противника.
- Вооружение нашего истребителя практически такое же, как на Су-57 и Су-35, за исключением тех ракет, которые не проходят у нас по габаритам. Суховские машины тяжелее и больше, - рассказал корреспонденту «СВ» главный конструктор МиГ-35 Сергей Шостало. - Планер на двадцать процентов изготовлен из композитных материалов, с которыми мы научились хорошо работать. Главный их плюс, помимо выигрыша в весе, снижение заметности. Они поглощают радиоизлучение без нанесения специальных составов, а по прочности сопоставимы с алюминием.
- Как насчет импортозамещения?
- Абсолютно все блоки, включая авионику, произведеныв России. Хотя кое-какие зарубежные детали все же есть, лукавить не буду. Так, в процессорах «Эльбрус» кристаллы корейские. То же и с некоторыми микросхемами. Похожая картина на Су-57 и Су-35. Деваться некуда. Пока отстаем в этой области от заграницы.
- В войска МиГ-35 уже поступает?
- Четырнадцать машин ВКС уже закупили, планируют еще, но точные цифры раскрывать не могу, извините.
- За рубежом спрос будет?
- Обязательно. По оценкам экспертов, только в тех странах, куда авиатехнику поставлял еще СССР, на обновление парка легких истребителей в ближайшие годы потребуется порядка шестисот машин.
- Однако конкурентов предостаточно - американский F-16, французский «Рафаль». Если верить рекламе, шведский «Гриппен» считается самым навороченным по электронике.
- Правильно, только кому нужна эта электроника, когда он стоит на земле? Да, «Гриппен» очень навороченный, но на этом все. Как боевой самолет он никакой. На улице +35, и он уже не может взлететь, не спалив аппаратуру. На морозе - та же беда. А наши летают.
Продажа вооружения - дело тонкое. И качество техники не всегда оказывается решающим. Несколько лет назад МиГ-35 предыдущей модицикации проиграл индийский тендер французскому «Рафалю». О чем индусы, по словам экспертов, сейчас сожалеют. Теперь они объявили новый тендер. В случае победы Россия поставит в Индию 110 МиГ-35.
МАЛЕНЬКАЯ ХИТРЕНЬКАЯ ШТУЧКА
Белорусская экспозиция была по традиции одной из самых разнообразных.
Оборонку Синеокой представили около десяти предприятий. Особый интерес специалистов вызвали разработки в сфере радиоэлектронной защиты летательных аппаратов от управляемых ракет. А также возможности по ремонту, сервисному обслуживанию и модернизации воздушных судов, как боевых, так и гражданских. На стендах - новейшие разработки в области воздушной роботизированной техники и портативных диагностических комплексов. В том числе не имеющая мировых аналогов новинка - характериограф вольтамперных и импедансных сигнатур Assist-ASA. Звучит мудрено, но это компактное устройство просто незаменимо при ремонте самолетов.
- Похожие аппараты выпускают американцы, но наши лучше, - уверен главный конструктор минского «АТЕ-инжиниринг» Сергей Поросятьев. - Мощнее электронная частьи программная. Это помогает инженерам намного быстрее выявить неисправный элемент на электронной плате. Они у каждого производителя свои. Вопрос, как ремонтировать, если возникла необходимость. Связываться с разработчиком? Это время и расходы. Тут на помощь придет наш прибор. Он быстро и безошибочно определит «больное» место, чтобы вылечить самолет. Американские приборы не такие точные, да и работать с ними сложнее, чем с нашими, белорусскими.