03 Сентября 2019 года / Текст:  Борис ОРЕХОВ / К номеру: 40  (862)

Безумный МАКС

Россия вновь подтвердила статус одного из лидеров мировой авиации. В Международном авиа-космическом салоне в подмосковном Жуковском участвовали 827 компаний из 33 стран. Российская экспозиция стала наиболее внушительной

Безумный МАКС

ФОТО: Антон Пикус

ЛИМУЗИН ОТ КАРЛСОНА

Десятки самолетов и вертолетов, образцы продвинутой, не имеющей аналогов авионики, вооружение на любой вкус. И сразу несколько летающих аппаратов с приставкой супер. Поднялась в воздух долгожданная новинка МС-21. Среднемагистральный лайнер, чья помпезная презентация с выкаткой первого опытного самолета состоялась на заводе «Иркут» еще три года назад, только сейчас впервые был представлен широкой публике. Машина впечатляет. В ней целый сгусток ноу-хау. Крылья из российских композитных материалов, которые легче привычного алюминия, но не уступают ему по прочности. Из-за санкций заграница прекратила нам поставку авиационных композитов. Ничего - наладили производство у себя. Даже лучше импортных. Все можем, когда захотим. Или когда прижмет.

И двигатель у него тоже будет родной - ПД-14, надежный и экономичный.

- Надеюсь, будем идти по графику, в 2020 году мы завершим все сертификационные процедуры и начнем серийный выпуск нового лайнера уже в 2021 году, - заявил на МАКСе вице-премьер РФ Юрий Борисов.

Летающий лимузин с брендом «made in Russia» - тоже больше уже не мечта, а реальность. Вертолет «Ансат» в стилистике президентских авто «Aurus» стал еще одной звездой салона.

Организаторы специально поставили их рядом на площадке - люксовый автомобиль и воздушного тезку. Типа точно такой же, только с пропеллером. Наворочена вертушка - мама не горюй. Просторный салон отделан кожей и шпонированным алюминием. Светозащитная система
с сенсорным управлением. А шума двигателей в салоне почти не слышно. Самый тихий в классе.

- Это принципиально новый подход к сегменту корпоративных перево-зок - в конструкцию внесли больше десяти изменений для повышения эргономики и надежности, - заявил глава холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

В отличие от зарубежных аналогов «Ансат» способен эксплуатироваться в температурном диапазоне от +50 до -50 градусов. Для России - крайне актуально. К Деду Морозу с комфортом - да запросто.

НЕБЕСНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ

МАКС - это еще пилотажное пиршество, на которое в Жуковский каждый раз съезжаются посмотреть сотни тысяч зрителей.

Рев взлетающего на форсаже истребителя пробирает до мурашек. Многотонная машина, едва оторвавшись от полосы, круто вскидывает нос и свечой уходит в небо. Зрители аплодируют от восторга. Вслед за боевыми машинами в небе шустрят-кувыркаются спортивные аэробаты. То, что вытворяют эти крылатые малыши, не под силу ни одному истребителю даже с управляемым вектором тяги. На запредельных кульбитах перегрузка зашкаливает за десятку.

Спортсмены-пилотажники из группы «Первый полет» специально к этому МАКСу подготовили новую фигуру - «Пропеллер». В небе тройка Як-52. Один самолет идет строго горизонтально, два других начинают крутить вокруг него бочки. Создается впечатление, что в воздухе, и правда, вращается огромный винт. А в конце своей программы и вовсе сотворили нечто - уже пятеркой самолетов изобразили в небе четкую, будто напечатанную на принтере, надпись - «MAKS 2019». Даже кавычки поставили.

Как всегда, безупречны были «Русские Витязи» и «Стрижи». Крутят фигуры, словно связанные невидимым тросом. Расстояние между машинами порой всего пять метров. Но строй держат железно. За кажущейся простотой - годы тренировок и высочайший класс летчиков.

ЛЕГЕНДЫ ИЗ БОЛОТА

Безумный МАКС
ФОТО: Антон Пикус

Такие непривычно маленькие, неказистые на фоне современных крылатых машин. Но за каждым - суровая боевая биография. Именно на этих самолетах «сталинские соколы» приняли первый удар фашистских люфтваффе летом 1941 года. На МиГ-3 счет победам открыл Александр Покрышкин. Именно «мигари» сыграли основную роль в отражении налетов на Москву. Про Ил-2 и говорить нечего. Одно слово - летающий танк. Главный ударный кулак советских ВВС. За годы войны собрали больше 36 тысяч таких - мировой рекорд на все времена.

Все машины, выставленные на МАКСе, не какие-нибудь новодельные копии, а настоящие бойцы, сражавшиеся с врагом. МиГ-3 лейтенанта Владимира Алексеева был сбит в бою с «Мессершмиттами» 15 августа 1942 года подо Ржевом. Горящая машина рухнула в болото. Летчик погиб. Штурмовик Ил-2 также подбили во время атаки на вражеский аэродром осенью 1943 года. Он вынужденно сел на озеро Кулонга в Мурманской области. Летчика Александра Каличева тогда спасли местные жители. А самолет только два года назад подняли со дна озера и восстановили энтузиасты из «Крылатой памяти Победы». И не просто восстановлен - Ил-2 опять летает. Каждый день работы на МАКСе его поднимал в воздух летчик-испытатель Александр Барсук.

- Планер восстановить не проблема, но где вы взяли двигатели для этих машин? - спрашиваем у руководителя «Крылатой памяти» Бориса Осетинского.

- На И-153 стоит его родной движок, который, к счастью, оказался не сильно поврежден, и мы его реанимировали. На МиГе и Иле - американские двигатели «Аллисон», 40-х годов выпуска, купили у энтузиастов авиации в Штатах. Родные моторы были совсем убитыми.

- Как получилось, что у нас вообще не было летающих самолетов периода войны, пока вы не начали их восстанавливать. В Британии некоторые «Ланкастеры», «Спитфайеры» и «Харрикейны» до сих пор в составе ВВС?

- Причина банальная: английские машины целиком алюминиевые, многие наши делались с применением дерева. Срок эксплуатации Як-3 был всего три года. Дерево рассыхается, коробится. Поэтому их просто списывали скопом. Теперь исправляем эту ошибку.

- Какой самолет следующим поставите на крыло?

- Бомбардировщик Ту-2. Борт с очень извилистой биографией. Бил фашистов, потом служил в ВВС КНР, после списания его продали в США, где мы его нашли и выкупили. Думаю, на следующем авиасалоне поднимем его в воздух.

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ. И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

За новым российским истребителем выстроилась очередь.

Микояновцы презентовали на МАКСе новую версию истребителя МиГ-35 поколения «4++». У самолета неотступно толпились иностранные делегации.

Заморские профи в армейских мундирахи в штатском то и дело взбирались по приставной лестнице и, согнувшись знаком вопроса, внимательно изучали начинку кабины. «Да берите, не глядя, мужики», - хотелось крикнуть. Лучшего крылатого продукта в этом классе вам все равно никто не предложит. Если, конечно, вам нужен настоящий воздушный боец, а не показушная игрушка.

МиГ-35 - мастер на все руки. В ближнем бою одолеет любого противника. Да и в дальнем не подкачает. Его локатор с активной фазированной решеткой засекает цель типа истребитель на дистанции 150 километров. Одинаково успешно работает как по воздушным, так
и по наземным и морским целям, не входя в зону действия ПВО противника.

- Вооружение нашего истребителя практически такое же, как на Су-57 и Су-35, за исключением тех ракет, которые не проходят у нас по габаритам. Суховские машины тяжелее и больше, - рассказал корреспонденту «СВ» главный конструктор МиГ-35 Сергей Шостало. - Планер на двадцать процентов изготовлен из композитных материалов, с которыми мы научились хорошо работать. Главный их плюс, помимо выигрыша в весе, снижение заметности. Они поглощают радиоизлучение без нанесения специальных составов, а по прочности сопоставимы с алюминием.

- Как насчет импортозамещения?

- Абсолютно все блоки, включая авионику, произведеныв России. Хотя кое-какие зарубежные детали все же есть, лукавить не буду. Так, в процессорах «Эльбрус» кристаллы корейские. То же и с некоторыми микросхемами. Похожая картина на Су-57 и Су-35. Деваться некуда. Пока отстаем в этой области от заграницы.

- В войска МиГ-35 уже поступает?

- Четырнадцать машин ВКС уже закупили, планируют еще, но точные цифры раскрывать не могу, извините.

- За рубежом спрос будет?

- Обязательно. По оценкам экспертов, только в тех странах, куда авиатехнику поставлял еще СССР, на обновление парка легких истребителей в ближайшие годы потребуется порядка шестисот машин.

- Однако конкурентов предостаточно - американский F-16, французский «Рафаль». Если верить рекламе, шведский «Гриппен» считается самым навороченным по электронике.

- Правильно, только кому нужна эта электроника, когда он стоит на земле? Да, «Гриппен» очень навороченный, но на этом все. Как боевой самолет он никакой. На улице +35, и он уже не может взлететь, не спалив аппаратуру. На морозе - та же беда. А наши летают.

Продажа вооружения - дело тонкое. И качество техники не всегда оказывается решающим. Несколько лет назад МиГ-35 предыдущей модицикации проиграл индийский тендер французскому «Рафалю». О чем индусы, по словам экспертов, сейчас сожалеют. Теперь они объявили новый тендер. В случае победы Россия поставит в Индию 110 МиГ-35.

МАЛЕНЬКАЯ ХИТРЕНЬКАЯ ШТУЧКА

Белорусская экспозиция была по традиции одной из самых разнообразных.

Оборонку Синеокой представили около десяти предприятий. Особый интерес специалистов вызвали разработки в сфере радиоэлектронной защиты летательных аппаратов от управляемых ракет. А также возможности по ремонту, сервисному обслуживанию и модернизации воздушных судов, как боевых, так и гражданских. На стендах - новейшие разработки в области воздушной роботизированной техники и портативных диагностических комплексов. В том числе не имеющая мировых аналогов новинка - характериограф вольтамперных и импедансных сигнатур Assist-ASA. Звучит мудрено, но это компактное устройство просто незаменимо при ремонте самолетов.

- Похожие аппараты выпускают американцы, но наши лучше, - уверен главный конструктор минского «АТЕ-инжиниринг» Сергей Поросятьев. - Мощнее электронная частьи программная. Это помогает инженерам намного быстрее выявить неисправный элемент на электронной плате. Они у каждого производителя свои. Вопрос, как ремонтировать, если возникла необходимость. Связываться с разработчиком? Это время и расходы. Тут на помощь придет наш прибор. Он быстро и безошибочно определит «больное» место, чтобы вылечить самолет. Американские приборы не такие точные, да и работать с ними сложнее, чем с нашими, белорусскими.



Ключевые слова: авиашоусамолетМАКС

Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

Ледниковый период

Конец зимы - время для фестивалей ледяных скульптур

Служил Советскому Союзу

Не стало последнего маршала СССР Дмитрия Язова

База без отдыха

Проезд закрыт, вылета тоже нет. С 1 марта должники и лица, имеющие проблемы с Уголовным кодексом России или Беларуси, больше не смогут выехать за рубеж от соседа. Иностранцам из «черных списков» тоже не проехать и не пройти

Фантастическая материя и блинный робот к Масленице

В могилевском Белорусско-российском университете в шестой раз прошел фестиваль науки

Улыбайтесь, вас снимает кинопулемет

Новгородская мещанка Бутузова и представить не могла, что когда-нибудь в ее особняке откроется единственный в России частный киномузей. Вот уже два года он принимает посетителей

Защитный прием

День защитника Отечества в субботу и воскресенье будут с размахом отмечать Москва и Минск. «СВ» изучило праздничную программу и выбрало самые яркие события

Читайте также

Экономика: интеграция

Яблоко раздора

Кто и какие товары провозит контрабандой через границу, и что с этим делать?

Туризм

Пять причин поехать в Кимры

Этот небольшой город можно с легкостью назвать музеем архитектуры под открытым небом

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Культура

Режиссер Константин Буслов: Ради «Калашникова» продал дом

Накануне 23 февраля вышел самый мужской фильм этого года. О конструкторе, придумавшем известный на весь мир автомат

Общество

Ледниковый период

Конец зимы - время для фестивалей ледяных скульптур

Трибуна депутата

«ЭКО» и «БИО» - не всегда полезно и красиво

О том, как развивается рынок экологически чистых продуктов в Беларуси и насколько плодородна законодательная почва для их производства, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Евгений Адаменко



Общество

Ледниковый период

Конец зимы - время для фестивалей ледяных скульптур

Политика

Владимир Путин: Наш долг - помнить, какой ценой досталась Победа

Президент России поблагодарил защитников Отечества и пообещал, что будет изобличать любые попытки исказить историю

Политика

Александр Лукашенко: Найдем путь к развязке споров

Президент Беларуси поделился деталями разговора с Владимиром Путиным: обсуждали поставки нефти, финансовый вопрос и совместное строительство

Общество

Служил Советскому Союзу

Не стало последнего маршала СССР Дмитрия Язова

Трибуна депутата

«ЭКО» и «БИО» - не всегда полезно и красиво

О том, как развивается рынок экологически чистых продуктов в Беларуси и насколько плодородна законодательная почва для их производства, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Евгений Адаменко

Общество

База без отдыха

Проезд закрыт, вылета тоже нет. С 1 марта должники и лица, имеющие проблемы с Уголовным кодексом России или Беларуси, больше не смогут выехать за рубеж от соседа. Иностранцам из «черных списков» тоже не проехать и не пройти

Экономика: интеграция

Яблоко раздора

Кто и какие товары провозит контрабандой через границу, и что с этим делать?

Общество

Фантастическая материя и блинный робот к Масленице

В могилевском Белорусско-российском университете в шестой раз прошел фестиваль науки

Политика

Губернатор, губернатор, подтянитесь!

Главы белорусских регионов отправились на военные сборы под Витебском и выяснили, кто из них самый меткий

Взгляд из Минска

На поводке у безответственности

Закон «Об обращении с животными» не могут принять в стране более 10 лет. Однако зоозащитники уверены: на республиканском уровне надо прописать не только права, но и обязанности перед четвероногими