Симонов (в центре) стал символом обороны Могилева. ФОТО: Сергей Карпенков.
ЧЕЛОВЕК ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА
- Раздался звонок. Говорят: сейчас к вам приедет Константин Симонов!
Василий Сайко, тогда работавший замдиректора краеведческого музея в Могилеве, любит вспоминать момент встречи с писателем-фронтовиком:
- Константин Михайлович прошел на второй этаж и остановился у панорамы «Буйничское поле» с изображением разбитых немецких танков. Было невероятно стоять рядом с участником тех событий. Выглядел Симонов молодцевато - высокого роста, статный, подтянутый, с серебряной сединой. При разговоре спокойный и рассудительный, сразу вызывал симпатию и уважение. Чувствовался человек очень высокого качества.
В день сороковой годовщины у камня-памятника Симонову возлагали цветы, декламировали стихи. Многие говорили, что его фамилия стала синонимом обороны Могилева, а не будь последней, то не было бы и обороны Москвы.
ФОТО ПОД ПРИКРЫТИЕМ
В 1941-м 25-летний Константин Симонов работал военным корреспондентом. Сюда он приехал по заданию редакции. Это была первая его военная командировка. Когда прибыли, узнали невероятную новость о том, как на Буйничском поле во время ожесточенного боя наши бойцы подбили 39 фашистских танков и отстояли рубеж. Советская пресса, конечно, много писала об уничтоженной вражеской технике, но фотографий до сих пор ни разу не публиковали. Для прикрытия корреспондентам выделили взвод автоматчиков - в любую секунду мог начаться обстрел. Но все обошлось.
- Симонов оказался на Буйничском поле вместе с фотокорреспондентом Павлом Трошкиным, - рассказывает председатель Русского культурно-просветительского общества Людмила Володько. - Они сняли каждую подбитую бронемашину. Подготовили статью о защитниках Могилева для газеты «Известия», показав всему миру, что фашистов можно бить. После войны Константин Михайлович не раз приезжал в наш город и завещал после смерти развеять его прах именно в этих местах.
Собеседница вздыхает. Сейчас произведения Симонова воспринимают неоднозначно, говорят организаторы. Именно поэтому затеяли день памяти в его честь. Решили показать, настолько знаковая это фигура.
После Буйничского поля участники мероприятий посетили музей, посвященный жизни и творчеству Симонова. А потом провели круглый стол «Корреспондент, поэт, писатель, человек».
- Для нашего поколения тема Великой Отечественной - это такая боль, что невозможно говорить без слез, - не смогла остаться в стороне могилевчанка Клавдия Неверко. - Симонов же является символом, который ничто не может заменить. И эта память должна остаться в веках, передаваться детям и внукам, а такие мероприятия этому помогают.
МЕМУАРЫ
«Пусть бомбят. Всем полком решили остаться и умереть»
Писатель не раз вспоминал о первой командировке на фронт.
«…Середина поля. Могилев. С восточного берега на западный перекинут единственный деревянный мост. На нем не было ни одной пушки, ни одного зенитного пулемета. Мы переехали на западный берег, в полк, оборонявший Могилев. В этот день был тяжелый, кровопролитный бой. Полк разбил много немецких танков, но и сам истек кровью. Вечером говорили с командиром полка полковником Кутеповым…
На его обросшем, небритом и усталом, смертельно усталом лице в самые тяжелые мгновения вдруг проявлялась неожиданно мягкая, детская улыбка. Мы сказали ему про мост. Если немцы разбомбят его, то он с полком будет отрезан здесь, за Днепром.
- Ну и что ж, - Кутепов вдруг улыбнулся своей детской улыбкой. - Ну и что ж, - повторил он мягко и тихо, как будто говоря о чем-то самом обычном. - Пусть бомбят. Если другие отступят, мы решили тут остаться и умереть, всем полком решили. Мы уж говорили об этом…
Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, - поле под Могилевом».