САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Де-юре и де-факто

В разговорах и дискуссиях о Союзном государстве политики и эксперты апеллируют к различным аспектам двусторонних отношений. Говорят о перспективных экономических и научных проектах, о ценовой и тарифной политике, о согласованных действиях на международной арене и даже об идеологической составляющей интеграции. Но почему-то крайне редко упоминается проблема правового статуса гражданина Союзного государства. Об этом беседа нашего корреспондента с директором Института государства и права Национальной академии наук Беларуси Владимиром ИЗОТКО. – Владимир Петрович, если судить по тем документам, что приняты на сегодняшний день, мы значительно продвинулись в формировании единого правового пространства. Но почему же до сих пор не стало реальностью союзное гражданство для жителей Белоруссии и России?

В разговорах и дискуссиях о Союзном государстве политики и эксперты апеллируют к различным аспектам двусторонних отношений. Говорят о перспективных экономических и научных проектах, о ценовой и тарифной политике, о согласованных действиях на международной арене и даже об идеологической составляющей интеграции. Но почему-то крайне редко упоминается проблема правового статуса гражданина Союзного государства. Об этом беседа нашего корреспондента с директором Института государства и права Национальной академии наук Беларуси Владимиром ИЗОТКО.
– Владимир Петрович, если судить по тем документам, что приняты на сегодняшний день, мы значительно продвинулись в формировании единого правового пространства. Но почему же до сих пор не стало реальностью союзное гражданство для жителей Белоруссии и России? – В первую очередь необходимо отметить, что процесс унификации и гармонизации законодательства в сфере обеспечения равных прав граждан оказался достаточно сложным и длительным. Его основы первоначально были заложены в Договоре об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Спустя год Сообщество было преобразовано в Союз, в Уставе которого сказано, что каждый гражданин Белоруссии и каждый гражданин России является одновременно гражданином Союза.
Потом был Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу в январе 2000 года. В нем также нашли отражение вопросы союзного гражданства, реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства.
В последние годы продолжается большая работа по выравниванию правового статуса граждан Белоруссии и России на территории обоих государств. В частности, это касается трудоустройства, образования, выплаты пенсий, медицинского обслуживания, миграционной политики. Однако это лишь первые шаги. Сегодня по-прежнему существует много вопросов, связанных с унификацией законодательств. Кроме того, если для россиян практика двойного гражданства не новость, то жителям Белоруссии с ней сталкиваться еще не приходилось. А главное – документы Союзного государства, регулирующие правовое положение и вопросы обеспечения равных прав граждан Белоруссии и России, носят рамочный характер, и для их реализации требуется подготовка соответствующих межгосударственных соглашений и принятие национальных нормативно-правовых актов.
– Какие вопросы, на ваш взгляд, нужно решать в приоритетном порядке?
– Несмотря на закрепление в Союзных документах равных прав граждан Белоруссии и России, существует проблема их обеспечения на практике, и она требует решения на законодательном уровне.
Речь идет о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, пенсионного и социального обеспечения, оказания медицинской помощи, обеспечения равного доступа к образованию, налогообложении и так далее.
– Но разве вступившие в силу документы не регулируют эти вопросы? Взять, например, Соглашение об обеспечении равных прав граждан Белоруссии и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Или Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который стал действовать в марте этого года?
– Сегодня у нас есть полное понимание того, что нужно делать, чтобы наши граждане на территории Союзного государства чувствовали себя одинаково комфортно. Но равные права белорусов в России и россиян в Белоруссии должны быть закреплены не только де-юре, но и де-факто. К сожалению, пока этого нет.
Ведь что значит гражданин Союза с практической точки зрения? Это возможность на равных условиях приобретать жилье, устраиваться на работу, обучаться, получать медицинскую помощь. У пенсионера, живущего в Минске, не должно возникнуть никаких проблем с выплатой пенсии, если он решил сменить место жительства. Неважно, куда он переехал – в Брест или на Урал. Я уж не говорю о таких высоких материях, как право белорусов и россиян на равный доступ к государственной службе в органах власти на территории Союзного государства.
Одна из главных задач на нынешнем этапе – максимальное сближение законодательств наших стран. Вот мы говорим о равных правах на медицинское обслуживание и при этом не учитываем, что национальные системы здравоохранения Белоруссии и России отличаются и по структуре, и по источникам финансирования. В Белоруссии действует бюджетное, а в России бюджетно-страховое финансирование. В результате для белорусских граждан существуют определенные сложности в получении медицинской помощи в России. То же самое касается сферы образования, поскольку у нас имеются расхождения в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки специалистов, в перечнях профессий и специальностей. Кроме того, при наличии в целом равных прав на получение образования остаются открытыми вопросы о доступе в учебные заведения ведомственной принадлежности, о получении стипендий и предоставлении мест в общежитиях.
– То есть вы хотите сказать, что граждане Белоруссии в России, так же как и граждане России в Белоруссии, по-прежнему имеют статус иностранных граждан?
– Совершенно верно. И на них распространяются ограничения прав и свобод, связанные с указанным статусом. Начнем с того, что порядок регистрации граждан Белоруссии и России носит разрешительный характер и ограничивает право на свободу передвижения и выбор места жительства. Россияне, как и другие иностранные граждане, могут проживать в Белоруссии только по тому месту жительства, по которому они зарегистрированы. Точно так же временно проживающий в Российской Федерации гражданин Белоруссии не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Кроме того, по законодательству наших стран, граждане другого государства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, принимать участие в референдумах, занимать определенные должности.
Как видим, граждане Белоруссии и России далеко еще не обладают равными правами гражданина Союзного государства. Для решения этих проблем необходима серьезная работа по гармонизации законодательства обоих государств, внесению в них изменений и дополнений, касающихся прежде всего исключения граждан Белоруссии и России из перечня иностранцев.
– И все-таки когда единое гражданство станет свершившимся фактом?
– Только лишь после того, как будут выполнены все статьи программы мер по реализации Договора о создании Союзного государства, завершен целый ряд юридических и иных процедур, прописанных в договоре. А для этого нам необходим союзный парламент, наделенный всеми необходимыми полномочиями по формированию правовой системы Союзного государства.
На мой взгляд, в становлении института союзного гражданства значительную роль может сыграть европейский опыт. Когда Евросоюз начал приобретать черты государственности, впервые в мировой практике встал вопрос о едином гражданстве всего Европейского союза. Сегодня каждый, имеющий гражданство государства – члена ЕС, одновременно является гражданином Европейского союза. То есть такое гражданство только дополняет, а не заменяет национальное.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. РФ и Украина провели обмен телами погибших военных
  2. Российские военные за неделю освободили пять населенных пунктов в Запорожье, ЛНР и ДНР
  3. В России с сентября 2025 года запретят три вида ПЭТ-упаковок
  4. Путин: Ни о каком «размене территориями» с Украиной речи быть не может
  5. МИД Беларуси: Хаос с мигрантами вызван безответственными решениями Евросоюза
  6. Лавров: Утечки о плане Зеленского говорят о готовности "продать" Украину Западу
  7. Союзные депутаты отмечают важность разработки и реализации программ Союзного государства в области сельского хозяйства
  8. Владимир Путин отвечает на вопросы руководителей ведущих СМИ стран БРИКС
  9. В шестнадцати регионах России отметили всплеск заболеваемости пневмонией
  10. Евросоюз намерен ужесточить миграционный контроль на границах РФ и Беларуси
  11. Зеленский заявил о трех сценариях развития Украины после выборов в США
  12. Владимир Джабаров: Киевский режим не сможет ни создать ядерное оружие, ни вступить в НАТО
  13. В Беларуси в 2025 году могут принять альтернативную систему регулирования цен
  14. Владимиру Путину на форуме БРИКС представили возможности искусственного интеллекта
  15. Вступление в НАТО или ядерное оружие

Парламентское Собрание

Сергей Клишевич: Залог успешного будущего – традиционная семья

Депутаты Парламентского Собрания прокомментировали важные события минувшей недели

Политика

Приезжим придется три года жить в мире и согласии, прежде чем получить ВНЖ

Теневой рынок по созданию липовых семей огромен

МНЕНИЯ

Полет «хромой утки»

Анатолий Заусайлов

Джо Байден все-таки добрался до Германии

С пачки по 25 граммов, – производителю на дворец

Валерий Чумаков

Даунсайзинг — обман или нет?

«Милтоном» рулили русские

Павел Родионов

Оказывается в том, что на США недавно набросился мощный ураган, тоже Путин виноват!

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также