САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Де-юре и де-факто

В разговорах и дискуссиях о Союзном государстве политики и эксперты апеллируют к различным аспектам двусторонних отношений. Говорят о перспективных экономических и научных проектах, о ценовой и тарифной политике, о согласованных действиях на международной арене и даже об идеологической составляющей интеграции. Но почему-то крайне редко упоминается проблема правового статуса гражданина Союзного государства. Об этом беседа нашего корреспондента с директором Института государства и права Национальной академии наук Беларуси Владимиром ИЗОТКО. – Владимир Петрович, если судить по тем документам, что приняты на сегодняшний день, мы значительно продвинулись в формировании единого правового пространства. Но почему же до сих пор не стало реальностью союзное гражданство для жителей Белоруссии и России?

В разговорах и дискуссиях о Союзном государстве политики и эксперты апеллируют к различным аспектам двусторонних отношений. Говорят о перспективных экономических и научных проектах, о ценовой и тарифной политике, о согласованных действиях на международной арене и даже об идеологической составляющей интеграции. Но почему-то крайне редко упоминается проблема правового статуса гражданина Союзного государства. Об этом беседа нашего корреспондента с директором Института государства и права Национальной академии наук Беларуси Владимиром ИЗОТКО.
– Владимир Петрович, если судить по тем документам, что приняты на сегодняшний день, мы значительно продвинулись в формировании единого правового пространства. Но почему же до сих пор не стало реальностью союзное гражданство для жителей Белоруссии и России? – В первую очередь необходимо отметить, что процесс унификации и гармонизации законодательства в сфере обеспечения равных прав граждан оказался достаточно сложным и длительным. Его основы первоначально были заложены в Договоре об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Спустя год Сообщество было преобразовано в Союз, в Уставе которого сказано, что каждый гражданин Белоруссии и каждый гражданин России является одновременно гражданином Союза.
Потом был Договор о создании Союзного государства, вступивший в силу в январе 2000 года. В нем также нашли отражение вопросы союзного гражданства, реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства.
В последние годы продолжается большая работа по выравниванию правового статуса граждан Белоруссии и России на территории обоих государств. В частности, это касается трудоустройства, образования, выплаты пенсий, медицинского обслуживания, миграционной политики. Однако это лишь первые шаги. Сегодня по-прежнему существует много вопросов, связанных с унификацией законодательств. Кроме того, если для россиян практика двойного гражданства не новость, то жителям Белоруссии с ней сталкиваться еще не приходилось. А главное – документы Союзного государства, регулирующие правовое положение и вопросы обеспечения равных прав граждан Белоруссии и России, носят рамочный характер, и для их реализации требуется подготовка соответствующих межгосударственных соглашений и принятие национальных нормативно-правовых актов.
– Какие вопросы, на ваш взгляд, нужно решать в приоритетном порядке?
– Несмотря на закрепление в Союзных документах равных прав граждан Белоруссии и России, существует проблема их обеспечения на практике, и она требует решения на законодательном уровне.
Речь идет о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, пенсионного и социального обеспечения, оказания медицинской помощи, обеспечения равного доступа к образованию, налогообложении и так далее.
– Но разве вступившие в силу документы не регулируют эти вопросы? Взять, например, Соглашение об обеспечении равных прав граждан Белоруссии и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Или Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который стал действовать в марте этого года?
– Сегодня у нас есть полное понимание того, что нужно делать, чтобы наши граждане на территории Союзного государства чувствовали себя одинаково комфортно. Но равные права белорусов в России и россиян в Белоруссии должны быть закреплены не только де-юре, но и де-факто. К сожалению, пока этого нет.
Ведь что значит гражданин Союза с практической точки зрения? Это возможность на равных условиях приобретать жилье, устраиваться на работу, обучаться, получать медицинскую помощь. У пенсионера, живущего в Минске, не должно возникнуть никаких проблем с выплатой пенсии, если он решил сменить место жительства. Неважно, куда он переехал – в Брест или на Урал. Я уж не говорю о таких высоких материях, как право белорусов и россиян на равный доступ к государственной службе в органах власти на территории Союзного государства.
Одна из главных задач на нынешнем этапе – максимальное сближение законодательств наших стран. Вот мы говорим о равных правах на медицинское обслуживание и при этом не учитываем, что национальные системы здравоохранения Белоруссии и России отличаются и по структуре, и по источникам финансирования. В Белоруссии действует бюджетное, а в России бюджетно-страховое финансирование. В результате для белорусских граждан существуют определенные сложности в получении медицинской помощи в России. То же самое касается сферы образования, поскольку у нас имеются расхождения в требованиях к содержанию образования и уровню подготовки специалистов, в перечнях профессий и специальностей. Кроме того, при наличии в целом равных прав на получение образования остаются открытыми вопросы о доступе в учебные заведения ведомственной принадлежности, о получении стипендий и предоставлении мест в общежитиях.
– То есть вы хотите сказать, что граждане Белоруссии в России, так же как и граждане России в Белоруссии, по-прежнему имеют статус иностранных граждан?
– Совершенно верно. И на них распространяются ограничения прав и свобод, связанные с указанным статусом. Начнем с того, что порядок регистрации граждан Белоруссии и России носит разрешительный характер и ограничивает право на свободу передвижения и выбор места жительства. Россияне, как и другие иностранные граждане, могут проживать в Белоруссии только по тому месту жительства, по которому они зарегистрированы. Точно так же временно проживающий в Российской Федерации гражданин Белоруссии не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Кроме того, по законодательству наших стран, граждане другого государства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, принимать участие в референдумах, занимать определенные должности.
Как видим, граждане Белоруссии и России далеко еще не обладают равными правами гражданина Союзного государства. Для решения этих проблем необходима серьезная работа по гармонизации законодательства обоих государств, внесению в них изменений и дополнений, касающихся прежде всего исключения граждан Белоруссии и России из перечня иностранцев.
– И все-таки когда единое гражданство станет свершившимся фактом?
– Только лишь после того, как будут выполнены все статьи программы мер по реализации Договора о создании Союзного государства, завершен целый ряд юридических и иных процедур, прописанных в договоре. А для этого нам необходим союзный парламент, наделенный всеми необходимыми полномочиями по формированию правовой системы Союзного государства.
На мой взгляд, в становлении института союзного гражданства значительную роль может сыграть европейский опыт. Когда Евросоюз начал приобретать черты государственности, впервые в мировой практике встал вопрос о едином гражданстве всего Европейского союза. Сегодня каждый, имеющий гражданство государства – члена ЕС, одновременно является гражданином Европейского союза. То есть такое гражданство только дополняет, а не заменяет национальное.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Только у нас на канале: К чему привела замена Байдена на Камалу Харрис и как мир реагирует на шабаш в Париже
  2. Пахомов: С января мы приняли 11 важных федеральных законов, еще 52 законопроекта на рассмотрении Комитета
  3. Путин подписал указ о присвоении 314 отдельному радиотехническому полку почетного наименования
  4. Госдума: Бойцам СВО не грозит арест за использование гаджетов для боевых задач
  5. Володин: У политиков отпусков не бывает
  6. Вячеслав Володин: «закон Путина» об индексации пенсий работающим пенсионерам — это закон, который ждали все
  7. Завальный: Ситуация на российском рынке нефти и нефтепродуктов стабильна и управляема
  8. Госдума обязала иностранцев, получающих гражданство РФ, вставать на воинский учет
  9. Белоусов: РФ рассматривает Индонезию как одного из важнейших партнеров в АТР
  10. Владимир Путин: Рынок Индонезии представляет большой интерес для России
  11. Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики»
  12. В России запретили продажу энергетиков детям
  13. Госдума не дала многодетным отцам право на отсрочку от мобилизации
  14. Госдума приняла более 100 «военных» законов с начала СВО
  15. Кузнецова: Госдума приняла более 30 законов в поддержку семей участников СВО

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также