Фото: Елена Никитченко/ТАСС
Сногсшибательная слава пришла к ней в 64 года. Вместе с ролью бабы Нади в «Моей прекрасной няне». Александру Назарову даже называли «самой известной бабушкой России». Народная артистка ушла на 80-м году жизни.
МАМА ДЛЯ ВНУЧКИ
«Господи, как я люблю вашу Надю в «Няне»! - кидались к Назаровой поклонницы. На улице, в магазинах и даже в поликлинике. Лицо Александры Ивановны озарялось голливудской улыбкой.
А ведь такого успеха могло и не быть. Роль эпатажной и страдающей склерозом бабы Нади в сериале прописали как эпизод. Только для одной серии. Той, где ей предстояло внука Пашу отучить курить. Но Назарова вошла во вкус, зрители были в восторге, и роль расширили.
Жизнь, к сожалению, редко похожа на кино.
- Замечательная артистка и светлый человек с добрым отношением к жизни и к людям, - говорит актер и коллега по ситкому «Моя прекрасная няня» Борис Смолкин. - А вот судьба у нее была нелегкая. С ужасом думаю о том, с кем останется ее внучка, которую она воспитывала одна…
Девочку, как и бабушку, назвали Александрой. Они были вдвоем друг у друга. У Александры Ивановны умерли два мужа, а в 2011 году - и единственный сын.
Мама от Сашеньки отказалась. Назарова воспитывала девочку с двух лет, и неудивительно, что та часто называла ее мамой. Актриса, чтобы прокормить внучку, активно играла в кино и в театре. Сашенька не увидела, как «мамочки» не стало. Малышка находилась в лагере в Анапе. Все имущество Назарова переписала именно названной дочери.
ПРИКОЛОЛА ВОЖДЯ
Впрочем, Александре Назаровой в детстве тоже приходилось нелегко. Родилась в Ленинграде в семье актеров. Когда началась война, отец был на гастролях во Владивостоке. И мама, прихватив маленькую Сашу, едва успела бежать до начала блокады. После Победы семья вернулась в родной город. Но… не в квартиру! Там поселился городской управляющий. А поскольку родители служили в Театре Ленсовета, их определили в его общежитие. В крохотную комнатушку.
Туалет с умывальником - конечно, общие. Бумаги не было, и вместо нее клали кусочки газет.
- Однажды увидела поверх стопочки портрет товарища Сталина, - вспоминала Назарова. - Подумала: «Нехорошо!» Взяла и наколола вождя на гвоздик у двери.
Можно представить себе, что тут началось! Одна из соседок визжала: «Кто посмел это сделать?» Побежала к родителям Саши и пригрозила сообщить, куда следует. Но обошлось.
Окна комнатки выходили во двор театра. Половина его была разрушена бомбовыми ударами. И по этим руинам Саша с друзьями с радостью лазили. Искали клады, прятались. Рядом находился ресторан. Со столиками, окруженными пальмами. Туда приходили в роскошных платьях, пили шампанское, угощались конфетами и шоколадом. Саша с товарищами не сводили глаз с напомаженных гостей, а потом, когда те уходили, бросались к урнам в поисках ярких фантиков.
- И еще конфеты продавали на улице, - вспоминала Александра Ивановна. - Стоял торговец. У него был лоточек. И там лежали конфеты типа «Гусиных лапок» и «Раковых шеек». Он ложкой доставал конфету и отдавал ее нам. И была такая благодать!
СМЕЯЛАСЬ ЗА ВУПИ ГОЛДБЕРГ
Конечно, детство Назаровой прошло за кулисами. В семь лет девочка играла в «Норе» (пьесе по «Кукольному дому» Ибсена) и в «Гибели драконов», причем мальчика. Ездила с родителями на гастроли. Неудивительно, что и жизнь решила посвятить сцене. С легкостью поступила в Ленинградский театральный институт имени Островского. Была круглой отличницей. И по распределению уехала в Москву, где сорок лет жизни отдала Театру Ермоловой.
Большой дебют в кино случился в Беларуси. Назарова сыграла Иру Егорову в фильме «Любимая». Роль возлюбленного досталась Виталию Соломину.
- У нее был невероятный голос, позволяющий дублировать героев всех возрастов, - вспоминает актер Стас Садальский. - Она озвучивала Гекльберри Финна в исполнении Владика Галкина в «Приключениях Тома Сойера» и трогательного Рамбаль-Коше-младшего в фильме «Игрушка», Вупи Голдберг в «Привидении» и бесчисленное количество персонажей во всех новомодных проектах от «Гарри Поттера» до «Ледникового периода».
У Назаровой были проблемы с легкими. С июля актриса лежала в больнице. Ушла из-за полиорганной недостаточности. Часто признавалась, что любит солнце и юг. Особенно в Италии и Испании. Наверное, где-то там и нашла покой ее душа.