20 Августа 2019 года / Текст:  Лина Тимченко / К номеру: 38  (861)

«Героем себя не ощущаю»

Настоящее чудо! История, произошедшая на прошлой неделе в Подмосковье, облетела весь мир. Самолет А321 «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку в поле. Пассажиры целы, отделались лишь травмами. Командиру Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину присвоили звание Героев России, а бортпроводников наградили орденами Мужества

«Героем себя не ощущаю»

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

ИДЕМ НА ПОСАДКУ

Самолет провел в воздухе не больше десяти минут: в 6.10 вылетел из аэропорта «Жуковский» в Симферополь. На борту - 233 человека. Впереди каникулы, отпуск. Но что-то сразу пошло не так - уже в 6.20 поступил первый сигнал в оперативно-дежурную смену.

В двигатель попала чайка. Командир решил возвращаться обратно в аэропорт, но тут отказал и второй двигатель - другая птица попала и туда. Времени на раздумья не было, и Дамир Юсупов принял единственно верное решение - сажать самолет прямо на кукурузное поле. Касания с землей было не избежать, поэтому он сделал все возможное, чтобы посадка была как можно мягче. В поле приземлялись без шасси. Это помогло избежать опасного момента - самолет мог перевернуться. А высокие стебли «царицы полей» стали своего рода амортизаторами.

Пассажиры рассказывают, что после приземления аплодировали. А пилот и весь экипаж ни секунды не медля начали эвакуацию: четко раздавали указания, куда идти, как спасаться. Юсупов отдавал распоряжения в мегафон, объяснял пассажирам, как выбраться с поля ближе к дороге: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы!»

И участники тех событий, и специалисты отмечают: паники не было, команда действовала слаженно. Правда, пара людей попыталась заняться багажом, но им очень быстро объяснили, что это неправильное решение: самолет мог загореться в любую минуту.

Когда в кабину экипажа вошел бортпроводник и доложил, что все живы, Юсупов и Мурзин вздохнули с облегчением...

Пассажиры получили только травмы. Серьезные ушибы и у второго пилота Георгия Мурзина - его госпитализировали в больницу. Борт восстановлению не подлежит - наземные службы уже демонтировали салон и приступили к отстыковке двигателей и крыльев. Самолет умер, но не забрал ничью жизнь.

БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ

Опытные летчики-эксперты видят в случившемся 15 августа подвиг. Без кавычек. Если на взлете, не во время полета, отказали два двигателя, то сам факт посадки без жертв становится неестественным, как своевременный приход Брюса Уиллиса на место взятия заложников. Полные баки горючего, неработающее шасси, кукурузное поле рядом с деревней Рыбаки в километре от аэропорта. Пассажиры, чудом спасшиеся в этой ситуации, говорили только одно: как они благодарны тем людям, которые не потеряли хладнокровия в настолько сложный момент.

Сами пилоты говорят, что просто действовали строго по инструкции. Уже после Юсупов рассказал, что и штатные, и аварийные ситуации регулярно отрабатываются на тренажерах «Уральских авиалиний»:

- Морально и профессионально были к этому готовы. У нас в Екатеринбурге есть свой тренажер, своя школа подготовки летного состава. Думаю, посадить самолет успешно без серьезных повреждений для пассажиров нам удалось благодаря этим навыкам.

СУДЬБА КАПИТАНА

МНЕ БЫ В НЕБО...

«Героем себя не ощущаю» 

Первый пилот Дамир Юсупов сумел ювелирно посадить борт с полными баками прямо в кукурузу. Фото: Алексей Булатов/kpmedia.ru

Дамир Юсупов о профессии пилота задумался лишь после тридцати. Поменял вполне успешную карьеру юриста в администрации Сызрани на неспокойную участь летчика. Звучит невероятно, но только в 32 поступил в летное училище. Раньше не брали - по здоровью не проходил.

Таким образом, он продолжил семейное дело - его отец тоже пилот, управляет вертолетом. Командиром экипажа Дамир успел проработать лишь год. У него четверо детей, в том числе один приемный.

От слова «герой» командир корабля отмахивается.

- Честно, я себя героем нисколько не ощущаю, потому что выполнял то, что должен был: спасал самолет, пассажиров, экипаж.

ОСТОРОЖНО!

СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ ПТИЧКА

Пока неясно, есть ли в происшедшем вина аэропорта «Жуковский». Компания «Рампорт-Аэро», владеющая аэропортом, сообщила, что осуществляет только наземное обслуживание пассажиров и не отвечает за подобные инциденты. Однако «проблема чаек» возникла вовсе не на прошлой неделе.

В 2017 году член Комиссии по экологии Московской области Елена Гришина стала бить тревогу. «Количество гнездящихся на озере Глушица чаек способно спровоцировать авиакатастрофу», - заявила она и призывала решить проблему. Водоем действительно совсем рядом с «Жуковским». И птицы в количестве, достойном Хичкока, поселились там неспроста: по соседству давным-давно устроили незаконную свалку.

Минтранс считает аэропорт в Жуковском соответствующим требованиям по орнитологической безопасности. У воздушных ворот есть сертификат, все нормы и требования выполняются.

 «Героем себя не ощущаю»

Летевшие этим рейсом люди теперь считают 15 августа вторым днем рождения. Фото: Предоставлено очевидцем.

- Мы живем в живом мире и не можем истребить всех птиц, - считает замминистра транспорта РФ Александр Юрчик. - Меры защиты осуществляются в районе полосы, на подходах. Дальше - все, невозможно ничего сделать.


ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА ПОД МИНСКОМ

Зимой 1985 года в Червенском районе под Минском самолет стремительно падал, срезая верхушки деревьев в глухом лесу. «Как бритвой», - вспоминали очевидцы.

Полет Ту-134 продолжался меньше трех минут: отказали оба двигателя. Направлявшийся в Ленинград борт ударился о сосны, рубил деревья и разрушался сам. Уцелел лишь хвост самолета. Выбрались те, кто не рванул вперед, где бушевало пламя. Выжил и пилот Михаил Хаустов: вылез через форточку командира. Повезло и летчикам из Северной столицы, возвращавшимся после командировки. Вместе с креслами их внесло волной в туалет.

Всего тогда погибло 55 пассажиров и 3 члена экипажа, выжили 19 пассажиров и 3 члена экипажа. Измученные, замерзающие в лесу люди дожидались спасателей долгие три часа.

Хаустова обвинили в том, что не была включена противообледенительная система. Но «черные ящики» поставили точку в этом вопросе: экипаж невиновен. В августе 1985 года пилот вернулся к полетам.

ДОСЬЕ «СВ»

За два года в РФ было несколько экстренных посадок самолетов - благодаря слаженной работе экипажа никто не пострадал. Самолеты разные - от Ан-2 и Ту-204 до «Боингов». Причины в основном технические, а вот человеческий фактор ни при чем. Вот только один пример: 27 июля 2018 года были спасены 164 человека с борта А320 «Сочи - Новосибирск». Причиной аварийной посадки стал неполный выпуск закрылок.


Комментарии


Другие статьи раздела

Общество

Кто ж не хочет быть здоров?

Какими недугами страдают в России и Беларуси и что нужно для того, чтобы не попасть в группу риска

Комар фото не прощелкает

99-летний Иван Комар больше полувека создает летопись родного села. Начинал снимать еще раритетным «Зенитом», а теперь щелкает новомодным смартфоном

«Сваты» переехали в Минск

Под Минском возобновили съемки популярного сериала. Продолжение полюбившейся истории семей Будько и Ковалевых зрители смогут увидеть в конце этого или в начале следующего года

Дом со льдом

Шестой континент стал уникальной площадкой для изучения тайн природы

Атомные электростанции в России

Самая первая в мире АЭС была запущена в 1954 году в Обнинске. Окончательно остановлена в 2002 году. Превращена в музей. В общей сложности на 10 атомных станциях России в промышленной эксплуатации находится 36 энергоблоков. Их суммарная мощность составляет 30,25 ГВт. Они вырабатывают свыше 19% всего производимого электричества в стране

Жизнь калечит – клетка лечит

Новые методы омоложения и восстановления организма создают на основе стволового материала

Читайте также

Общество

Кто ж не хочет быть здоров?

Какими недугами страдают в России и Беларуси и что нужно для того, чтобы не попасть в группу риска

Культура

Век возрождения

Шедевр Тициана «Се человек» спустя почти сто лет трагических мытарств -  вновь в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

Туризм

Пять причин поехать в Белыничи

Город упоминается с XVI века. Он известен как вотчина магната Льва Сапеги и князя Ксаверия Огинского.  А в этом году станет столицей Дня белорусской письменности

Политика

17 часов без перерыва…

Исполнилось пять лет встрече «нормандской четверки» в Минске

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Трибуна депутата

Сенатор РФ Владимир Джабаров: В ЕС вопросы решаются сложнее и дольше, чем в Союзном государстве

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики рассказал «СВ» о болевых точках наших отношений с Западом и поправках в Конституцию, а также предложил свой рецепт борьбы за историческую правду



Тесты

ТЕСТ «СВ»: ЗАRUBY НА НОСУ

Ученые наших стран внесли огромный вклад в мировую науку. «СВ» предлагает проверить, как хорошо их достижения знаете вы.

Политика

17 часов без перерыва…

Исполнилось пять лет встрече «нормандской четверки» в Минске

Трибуна депутата

Сенатор РФ Владимир Джабаров: В ЕС вопросы решаются сложнее и дольше, чем в Союзном государстве

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики рассказал «СВ» о болевых точках наших отношений с Западом и поправках в Конституцию, а также предложил свой рецепт борьбы за историческую правду

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Политика

Александр Лукашенко: Внешняя и внутренняя политика - не во вред родным россиянам

Президент Беларуси высказался о принципах интеграции и развенчал слухи о «теории заговора»

Политика

Владимир Путин: Как люди скажут, так и будет

Президент России встретился с рабочей группой, которая готовит предложения по поправкам в Конституцию страны

Взгляд из Минска

Основной закон развития

Конституция Беларуси - на пороге четвертого совершенствования

Взгляд из Москвы

Мозговой шторм

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию предложил внести изменения в Конституцию страны, и столь радикальных обновлений она еще не знала

Общество

Кто ж не хочет быть здоров?

Какими недугами страдают в России и Беларуси и что нужно для того, чтобы не попасть в группу риска

Культура

Век возрождения

Шедевр Тициана «Се человек» спустя почти сто лет трагических мытарств -  вновь в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина